The Guardian | 5 августа 2013 г.
Центр правительственной связи: в строго засекреченном мире крупнейшей разведслужбы Великобритании
Ник Хопкинс, Джулиан Борджер и Люк Гардинг
Агентство национальной безопасности США оплачивает некоторые британские программы сбора разведданных и оказывает влияние на их работу, утверждает The Guardian, ссылаясь на документы, предоставленные Эдвардом Сноуденом. Документы также проливают свет на проблемы и опасения агентства, пишут журналисты Ник Хопкинс, Джулиан Борджер и Люк Гардинг. Имеются даже сведения о повседневной жизни сотрудников Центра правительственной связи Великобритании (GCHQ): "есть шахматный клуб, ярмарки домашней выпечки, регулярные викторины в пабах, служебная газета головоломок" и даже клуб любителей паранормальных явлений.
Сегодня, благодаря утечке документов, организованной Сноуденом, к GCHQ приковано особое внимание. До публикации его откровений "лишь кучка людей за пределами GCHQ слышала о Tempora - программе, обеспечивающей доступ к оптоволоконным кабелям, передающим телефонные разговоры и интернет-трафик всего мира. Лишь избранные знали, что ведомство изобрело остроумный способ хранения этих данных до 30 дней", - говорится в статье.
Лишь разведчики слышали о программе Prism, которая обеспечила АНБ и GCHQ доступ к миллионам электронных писем и чатов в архивах крупных интернет-компаний.
Газета заявляет: "Группы аналитиков GCHQ теперь имеют полномочия и технические возможности для прямого подключения к "нервной системе XXI века" и подсматривания за чужой жизнью. Углубитесь в досье с их сухим языком и множеством аббревиатур, и вы узнаете еще много интересного о проблемах GCHQ и его сомнениях в том, удастся ли их побороть".
Британские политики встали на защиту GCHQ, но, судя по документам, ведомство иногда недовольно собой, продолжают авторы. Оно опасается отстать от новых технологий, стремится обеспечивать своих клиентов высококачественными разведданными. Среди клиентов - британское правительство, MI-5 (служба внутренней безопасности) и MI-6 (разведка).
"Но больше всего ведомство переживает из-за такого "клиента", как АНБ", - утверждают авторы. Судя по многим документам, для GCHQ приоритетная задача, отодвигающая на задний план все остальные, - работать так, чтобы американцы были довольны. Газета указывает на причину: по ее сведениям, "GCHQ ежегодно получает от АНБ десятки миллионов фунтов - деньги, на которые ведомство опирается, чтобы наращивать и содержать свой потенциал сбора и дешифровки информации". Взамен США хотят, чтобы GCHQ оказывал им услуги и потенциально обеспечивал доступ к ряду программ вроде Tempora, утверждают авторы.
"Активистов и ученых, которые опасаются, что эти ведомства слишком близки, и подозревают, что они делают "грязную работу" друг за друга, наверняка встревожит откровенный характер договоренностей о взаимных услугах", - пишет газета.
Авторы также обнаружили: некоторые сотрудники GCHQ опасаются, что их ведомство не справится с новыми заданиями. Так, в августе прошлого года некий высокопоставленный руководитель в служебной записке заметил, что доступ к интернет-данным "за последние 5 лет вырос на 7000%", а объемы обрабатываемых материалов - на 3000%. Но "сложность нашей миссии достигла такого уровня, где существующий потенциал управления миссией больше не отвечает своему предназначению", предостерегал начальник.
Авторы перечисляют новые задачи, поставленные перед GCHQ.
1. "Беззвучная война" - использование киберпространства криминальными группировками и иностранными державами для атак на британские ведомства и частные компании. В этом контексте GCHQ поручено оборонять Великобританию и разрабатывать средства контратаки. Даунинг-стрит считает это направление первостепенным.
Влияние GCHQ в британских властных структурах возросло, ему достается львиная доля ассигнований на спецслужбы (в целом выделяется 1,9 млрд фунтов), его штат в два с лишним раза больше, чем у MI-5 и MI-6 вместе взятых.
От кого же нужно защищать кибербезопасность Британии? По мнению газеты, министры в публичных заявлениях отвечают на этот вопрос уклончиво. Но в служебном докладе GCHQ от 2010 года все изложено без экивоков: "Китай располагает эффективной и очень широкой киберпрограммой, направленной на весь спектр правительственных, военных и коммерческих объектов". "Китайский промышленный шпионаж - самая крупная угроза технологиям США", - говорится в документе.
В том же докладе сказано, что Москва "применяет изощренную, зрелую и успешную киберпрограмму, используя разветвленную глобальную инфраструктуру, базируемую в интернете". Программа названа "значительной угрозой для компьютерных сетей Великобритании". "Как считается, нацеленность на ведомства правительства Великобритании - один из приоритетов для России, она, видимо, сохранится. "В прицеле" оказались правительства, промышленность и научные институты в ряде секторов", - говорится в документе.
Как противодействует Великобритания этим атакам? Тот же доклад гласит: "Великобритания разрабатывает и испытывает наступательный киберпотенциал, хотя пока нет политики, которая подкрепляла бы все потенциальные возможности". Согласно другому документу, с 2010 года GCHQ и Минобороны Великобритании работают над секретной программой, дабы обеспечить военных новым кибероружием.
2. Смартфоны: в GCHQ встревожены их популярностью, а также массовым применением шифрования для защиты частной жизни пользователей. Последние 20 лет GCHQ фокусировался в основном на шпионаже за ноутбуками и настольными компьютерами, поясняют авторы. Перехватывать информацию с карманных устройств намного труднее. Как сказано в документе от июля 2012 года, GCHQ запустил новый проект по "эксплуатации мобильных устройств". "Речь идет не только о сборе голосовых звонков и sms, не только о геолокации, но и о сборе разведданных благодаря всей дополнительной функциональности, которую предлагают устройства iPhone и BlackBerry", - писали сотрудники ведомства.
Как утверждает газета, "мобильный проект" ныне включен в общую программу GCHQ под названием Mastering the Internet programme (MTI). Цель - добыть максимум информации из интернета.
3. Обмен разведданными. GCHQ постоянно тревожится о том, как бы удовлетворить требования АНБ. Соглашение о сотрудничестве разведок было достигнуто еще в 1940 году, Черчиллем и Рузвельтом. В 1947 году было достигнуто 5-стороннее соглашение, к которому присоединились Канада, Австралия и Новая Зеландия. Так возник альянс, прозванный "Пять глаз".
У Великобритании есть свои рычаги влияния, но пользоваться ими надо осторожно, замечают авторы. "Никто не хочет повторения катастрофы 1973 года, когда президент Никсон распорядился прекратить обмен разведданными с Британией, недовольный близостью Эдварда Хита к Европе и его высокомерным отношением к США". Отношения восстановились только после смены правительств в обеих странах.
"С тех пор АНБ сделалось крупнейшей в мире организацией, собирающей разведданные. Его партнеры чувствуют себя дискомфортно, так как зависят от его финансовых и технических ресурсов", - пишет газета.
Судя по документам Сноудена, Великобритания в большом долгу у США. "Есть детали платежей, полученных GCHQ от АНБ, а также моменты, которые указывают, что Великобритания обязана выполнять волю Америки, так как иначе рискует впасть в немилость", - пишут авторы. В документах отмечается, что плюсы Великобритании в глазах Вашингтона - относительно слабый надзор и гибкость британских законов.
4. Афганистан. "Расходы АНБ, похоже, подтверждают опасения некоторых критиков, что GCHQ в какой-то мере стало филиалом американского разведывательного гиганта. Судя по документам, АНБ несколько лет переводит регулярные платежи на счета GCHQ. В 2009 году АНБ выплатило этому ведомству 22,9 млн фунтов", - говорится в статье.
Согласно полугодовому отчету GCHQ от 2010 года, ведомство получило 118 млн фунтов извне, "преимущественно от МВД, министерства обороны и АНБ". По данным газеты, АНБ выделило 39,9 млн фунтов, в том числе 4 млн на работу в поддержку сил НАТО в Афганистане и 17,2 млн фунтов на проект Mastering the Internet. Америка также вложила 15,5 млн фунтов на модернизацию инфраструктуры на базе GCHQ в Буде (Корнуолл).
Газета комментирует: "Видимо, денежные вливания обеспечивают США значительное влияние на программы, которые GCHQ намерен осуществлять". На взгляд авторов, АНБ все время чего-то требует, а GCHQ выполняет требования не без труда.
"АНБ также требовательный клиент иностранных объектов GCHQ, особенно на Ближнем Востоке", - пишет издание. Судя по документам, АНБ "оплачивает половину издержек одной из британских систем слежки, размещенной на Кипре" (формулировки газеты).
Возвращаясь к платежам из США, авторы замечают, что они поступили в решающий момент: в 2010 году, ввиду секвестра британского бюджета, финансирование GCHQ было урезано на 60 млн фунтов.
GCHQ бурно радуется, когда ему удается предоставить американцам что-то полезное или обеспечить доступ к разведданным, которых у США нет, пишут авторы. Пример тому - подключение GCHQ к подводным интернет-кабелям (программа Tempora).
Проанализировав документы, авторы заключают: "АНБ потенциально имеет доступ ко всей "просеянной" и "дистилированной" информации, собираемой GCHQ".
5. "Плюсы" Великобритании. "Хотя министры уверяют, что британские разведслужбы жестко контролируются и регулируются, относительная бесконтрольность этого режима считается важным "плюсом" в отношениях с Вашингтоном", - пишут авторы. Чтобы получить санкцию на массовую слежку, GCHQ достаточно получить "добро" от одного министра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях