Статьи по дате

The Washington Post | 5 декабря 2000 г.

Несколько танков для Ирана

Майкл О'Ханлон

В начале ноября Москва проинформировала Вашингтон о своем выходе из американо-российского соглашения 1995 года, предусматривающего ограничение продаж современных обычных вооружений Ирану. В рамках этого соглашения Россия обещала прекратить поставки вооружений Ирану к концу прошлого года. Взамен Вашингтон соглашался не применять к России санкций за уже существующие контракты на продажу оружия Ирану. Сейчас Кремль заявляет, что, поскольку соглашение, которое предполагалось сохранить в тайне, недавно было предано гласности в США, Россия больше не считает себя обязанной его выполнять.

Данный аргумент России не выдерживает критики, и высшие должностные лица США абсолютно правильно его отвергают. Однако Москва, вероятно, в любом случае будет продавать оружие Ирану. Нет ничего удивительного в том, что испытывающая финансовые трудности Россия будет продолжать экспортировать оружие - США сами не могут устоять от искушения, продавая оружие из экономических соображений. Так что вместо того, чтобы пытаться пресечь любые продажи, Вашингтону следовало бы сосредоточиться на том, чтобы не допустить поставок российской стороной Ирану действительно опасных вооружений.

Высшие должностные лица США были правы, оказывая серьезное давление на Москву и Пекин, чтобы те прекратили передавать ядерные технологии потенциально опасным странам, и, они - в случае необходимости - должны продолжать оказывать такое давление и впредь. Если бы в руках этих государств оказалось ядерное оружие - даже в ограниченных количествах - они могли бы нести угрозу безопасности американцев, израильтян или граждан других союзных стран.

Следующими по степени опасности вооружениями являются баллистические ракеты, противокорабельные крылатые ракеты, подводные лодки и усовершенствованные морские мины. Если сторонники жесткой линии в Иране сохранят контроль над структурами безопасности и в будущем вновь начнут проводить агрессивную политику, то применение ими даже скромного числа вооружений подобного типа может привести к ужасным последствиям. Иран может воспользоваться баллистическими ракетами для нанесения удара по израильским или саудовским городам, или американским базам в регионе. Он может применить подводные лодки, противокорабельные ракеты и мины, чтобы топить суда в Персидском заливе или Ормузском проливе, и даже атаковать корабли ВМС США в этих водах. Стабильность в регионе и обеспечение безопасного доступа к поставкам нефти в Персидском заливе могут оказаться под угрозой.

Тем не менее, большинство российских поставок Ирану приходится на танки, БТР, артиллерийские орудия и соответствующую технику. В ограниченных количествах все это не представляют особой угрозы. К примеру, в то время как единственная иранская подлодка может потопить американский военный корабль, даже нескольким сотням современных танков будет непросто создать угрозу американским интересам в регионе. Для этого им будет необходимо осуществить широкомасштабное вторжение в Кувейт или Саудовскую Аравию, где их ждет быстрое и неотвратимое возмездие со стороны американского контингента, дислоцированного поблизости и уже доказавшего свое умение вести боевые действия в пустыне.

Более того, заинтересованность Ирана в укреплении своей армии вполне законна. Живя рядом с Саддамом Хусейном, иранское правительство и народ имеют все основания, чтобы стремиться к созданию надежной обороны. Сейчас, даже несмотря на последствия войны в Персидском заливе и 10 лет санкций, у Ирака по-прежнему больше военной техники, чем у Ирана. Например, на вооружении армии Саддама находятся приблизительно 2200 танков, 3400 единиц более малой бронетехники (легких танков и БТР) и около 320 боевых самолетов. Иран уступает ему по всем параметрам: у него примерно 1150 танков, около 1000 единиц более мелкой бронетехники и 290 боевых самолетов. Однако это не означает, что Ирак в военном отношении превосходит Иран. Это свидетельствует о том, что Тегеран может руководствовать соображениями оборонительного характера, приобретая танки и другую подобную технику.

Кроме того, недавние приобретения Ирана нельзя назвать и очень крупными. С 1992 года Иран импортировал оружия на общую сумму 5 млрд. долларов - это меньше, чем Египет, Израиль, Кувейт, ОАЭ и, конечно же, Саудовская Аравия.

Вместо того, чтобы любым путем пытаться убедить президента России Владимира Путина прекратить все поставки оружия Ирану, высшим должностным лицам США необходимо немного отступить от своей позиции. Им следует быть готовыми смириться с ограниченными продажами оружия, необходимого Ирану в целях самообороны, и оставить свои наиболее резкие возражения для протестов в случае поставок дестабилизирующих вооружений. Продажа нескольких танков, вероятно, не так уж страшна.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru