Financial Times | 5 декабря 2001 г.
Блудный сын удостоен тройной чести
Клемент Крисп
Борис Кочно - ключевая фигура в истории балета. Почести, которые оказываются ему Парижской Оперой, абсолютно заслужены.
Последний цикл Парижской Оперы - яркое мероприятие в знак памяти замечательного деятеля искусства двадцатого века. В цикле остроумно и мастерски объединены опера и балет, создатели следуют стандартам, установленным этим человеком. Высокий стиль распространился даже на ценную и изящную программку. (Хотя у Парижской оперы все программки мирового класса).
Борис Кочно (1904-1990) родился в Москве. После революции 1917 года юношей уехал во Францию. В возрасте 17 лет он стал секретарем Сержа Дягилева и в течение восьми последних лет существования "Ballets Russes" был в нем ключевой фигурой, не в последнюю очередь благодаря тому, что придумывал сценарии для балетов и стремился к нововведениям.
Он стал одним из наследников Дягилева, упомянутых в завещании, и в определенной степени его продолжателем. После смерти Дягилева он продолжал спонсировать новые работы. Он дружил с художником Кристианом Бераром, занимался театральными постановками. После войны он помог Ролану Пети, как яркостью своего воображения, так и широкими связями.
Писатель, коллекционер Кочно был ключевой фигурой парижской жизни в великие для балета годы. Парижская Опера подготовила цикл "Дань Борису Кочно", состоящий из короткой оперы Стравинского "Марва" (для которой Кочно написал либретто), "Блудного сына" Баланчина (сюжет для которого был предложен Кочно) и балета "Смертные грехи" Брехта и Уэйла Сивена, которую Кочно ставил вместе с Георгием Баланчиным для их недолго просуществовавшей труппы "Les Ballets" в 1933 году.
Опера отдает должное духу Кочно, который вдохновлял модернизацию двух оперных постановок. "Блудный сын" дан с хореографией Баланчина и декорациями Руо, созданными в 1929 году. "Мафра" - забавный эпизод по мотивам рассказа Пушкина на музыку Глинки и Чайковского (когда-то ее давали - трудно поверить - в качестве разогрева к грандиозной "Спящей Красавице" Дягилева).
Девушка переодевает своего возлюбленного гусара в новую кухарку в доме матери под Петербургом. Мать девушки обнаруживает, как кухарка бреется...! Действие постановки Карлоса Ситриновски и Юбера Камерло, стремительно перемещается из комнаты в комнату, которые проезжают мимо зрителей, как вагоны поезда. Квартет российских певцов (в главной роли Параши - Ольга Горчакова) придает дополнительную аутентичность музыкальной части спектакля.
Вдохновенно дирижирующий Поляничко хорошо подает также "балет с песнями" "Семь смертных грехов", в котором мы видим сиплые образы из американского автопарка. Чудовищная реклама, уродливая одежда, мишурные эмоции: в нас со злорадством бросают моральное обличение, лихорадочную природу поисков Анны, настроение отчаяния.
Создавая декорации и костюмы, Лоран Пелли и Шанталь Тома не поскупились на вульгарность. Никогда грех не представал таким неприятным, а труппа - такой великолепной.
Тем временем Опера Бастилия давала роскошную "Баядерку" Нуриева. Танцоры выступали с щегольством, в субботу состоялся потрясающий парижский дебют балерины Мариинского театра Светланы Захаровой. Ее прочтение обретает все большую чистоту, ее персонаж и танец стали ярче.
Мне она очень понравилась. Ее достойным партнером стал образцовый танцор Жан Гийом Бар.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях