Libération | 5 декабря 2003 г.
Возрождающийся комсомол охотно идет в бизнес
Элен Деспик-Попович
Двадцатипятилетний Максим Сурайкин не похож на обычного российского кандидата от коммунистов. Будучи руководителем небольшой процветающей фирмы по производству компьютеров, он по своим взглядам ближе к либералам. Как и они, он говорит исключительно о свободе, демократии и личном процветании. Но достичь всего этого он хочет совсем другими способами: он мечтает о бесклассовом обществе и ради этого идеала готов передать свою фирму государству.
"Я вижу, что капитализм, угнетающий трудящихся, превращает их в рабов и собственников", - с улыбкой говорит молодой бизнесмен, в офисе которого висит портрет Ленина.
Максим Сурайкин, вступивший в КПРФ в 18-летнем возрасте, представляет собой исключение из правила. "В то время самым молодыми партийцами были люди в возрасте 26-28 лет. Их было несколько сотен. Сегодня молодежь составляет 20% членов партии", - говорит он.
КПРФ - партия пенсионеров, которой предсказывали неминуемую "естественную смерть", - предприняла огромные усилия, чтобы привлечь в свои ряды новое поколение. В 1999 году она возродила Союз коммунистической молодежи. Максим Сурайкин стал первым секретарем ЦК СКМ. Эти новые комсомольцы стали использовать новые формы работы, больше напоминающие маркетинговую деятельность, чем традиционную политическую агитацию.
Однажды они, перекрасив катер, который назвали "Крейсер "Аврора", произвели с него символический залп по Кремлю в память об очередной годовщине Октябрьской революции. Они также воспользовались выходом на московские экраны третьей части фильма "Матрица", назвав себя неокоммунистами, которые, подобно герою фильма Нео, видят свою миссию в спасении человечества.
Многие молодые комсомольцы, как и Максим Сурайкин, возглавляют небольшие фирмы или занимаются коммерцией. В своей программе КПРФ, выступающая за национализацию крупных предприятий и природных богатств, уже не ополчается против мелкой частной собственности и зачастую берет на себя роль защитницы мелкого и среднего бизнеса от олигархов.
За три года Сурайкин и его друзья-комсомольцы создали фирму, в которой работает 25 сотрудников, получающих в месяц от 250 до 500 евро. "Сам я не получаю зарплату, так как вкладываю все свои заработки в закупку нового оборудования", - говорит молодой человек, проживающий вместе с родителями (его отец инженер, а мать учительница).
Никаких идеологических сомнений у этого молодого коммунистического кандидата, считающегося себя патриотом, нет. Сталинский террор (который он называет "репрессиями") был "осужден прежде всего самими коммунистами на ХХ съезде", - подчеркивает он. Советская система с ее социальной политикой была "тем, что в наибольшей степени приближалось к коммунистической модели", но она потерпела крах, так как идеальная модель "нуждается в более высоком культурном уровне". Что касается СССР, то, по его убеждению, молодые независимые республики мечтают о его восстановлении.
"Российская компартия уже не та, что была раньше, - подчеркивает Николай Петров, политолог из Московского фонда Карнеги. - Она выступает за сотрудничество с Русской православной церковью. В некоторых пунктах своей программы она уже является социал-демократической партией. Но она боится сменить название, так как имя компартии гарантирует ей голоса избирателей пожилого возраста".
В Бабушкинском избирательном округе, где ныне действующий депутат принадлежит к "Единой России" (партии власти), Максим Сурайкин является аутсайдером. Поскольку денег не хватает, а СМИ его игнорируют, он ведет предвыборную агитацию через интернет. Его листовки "регулярно срывают службы мэра", который поддерживает власть.
Российская компартия, подвергающаяся постоянным атакам Кремля, скорее всего, потеряет значительную часть депутатских мест, особенно в регионах, где у КПРФ нет возможностей сопротивляться мощной государственной машине. Если шансы правительственной партии оцениваются в 25% голосов, КПРФ может рассчитывать лишь на 20-23%. Столкнувшись с нехваткой финансовых ресурсов, партия обратилась за помощью к богатым спонсорам. В обмен она широко открыла свой список для бизнесменов, в том числе представителей ЮКОСа, глава которого находится в заключении.
Этот классический для российских партий прием был ловко использован Кремлем для дискредитации КПРФ. Партийная молодежь, как и старики, не в восторге от такой беспринципности. "Комсомольцам - да, олигархам - нет!" - гласят листовки кандидата-комсомольца. Он не сомневается, что в случае провала на выборах сторонникам стратегии сближения с бизнес-кругами придется объясняться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях