Tageszeitung | 5 декабря 2003 г.
Хорошо, если не станет хуже
Клаус-Хельге Донат
У российской молодежи нет иллюзий по поводу лучшего будущего и мотивов отдельных политиков
Белокурая девушка виртуозно управляется одновременно со своей сумкой от "Армани", двумя мобильными телефонами и дорогой сигаретой. Вестибюль МГИМО, кузницы российской дипломатии в Москве, в перерывах между занятиями превращается в место тусовки столичной золотой молодежи. Среди богатых и красивых диплом этого вуза - гарантия видной карьеры - ценится высоко. Его стоит получить, несмотря на высокую плату за обучение, не такую уж непомерную для платежеспособной элиты.
Галина и Наталия совершили прыжок в элитарный институт из провинции, не имея ни денег, ни связей. 22-летняя Галина готовится к классической карьере в министерстве иностранных дел. Ее ровесница Наталия мечтает хоть немного "встать на ноги". Галина родом из патриархальной воронежской семьи. На думских выборах она будет голосовать за президентскую партию "Единая Россия". Это для нее почти что мятеж против родителей, которые всегда голосуют за коммунистов, смеется она.
Несмотря на это, у Галины нет больших надежд на кремлевскую партию. Эта партия, говорит она, просто является гарантом того, что жизнь не станет хуже. Может, это обычный прагматизм? Пожалуй, отвечает она после длительных раздумий. Для самостоятельности и гражданской ответственности нужно, чтобы сменилось еще два поколения, говорит она.
С этим соглашается российский ученый Борис Дубин, ведущий исследования в молодежной среде. В системе воспитания и образования до сих пор доминируют советские ценности, констатирует он с огорчением.
Взгляды Галины на то, какие политические вопросы самые важные, разделяет большинство российской молодежи. Отношение к Путину стоит в списке приоритетов на самом верху. Потеря статуса сверхдержавы, а также падение международного престижа России тоже беспокоят молодых людей больше, чем несоблюдение прав человека или несовершенство правоприменительной практики. И чем дальше от просвещенного центра, тем явственнее выступают на первый план национальные и коллективные ценности.
Представления о ценностях у молодежи и более старшего поколения почти что одинаковы. 65% юношей и девушек, как показывает исследование Фонда им. Фридриха Эберта, называют себя приверженцами демократических принципов. Но вдали от крупных городов ультраправый политик, председатель Либерально-демократической партии Владимир Жириновский среди молодых людей в три раза популярнее, чем либеральный Борис Немцов, председатель Союза правых сил, считающий себя выразителем интересов молодого поколения.
Российская молодежь не является аполитичной и становится все активнее, считает Наталия. Исследование Фонда им. Эберта показало, что пятая часть юношей и девушек активно интересуется политикой; более 45% просто интересуется, а 8% являются политически активными людьми. Однако существующие демократические партии почти не имеют поддержки у молодежи. Если кто-то из молодых хочет перемен, он вступает в коммунистическую партию. В Москве КПРФ отмечает значительный приток в свои ряды, прежде всего, противников глобализации.
Однако в воскресенье Наталия отдаст свой голос какой-нибудь либеральной партии. Какой, она еще не знает. Решающим для нее является желание что-то противопоставить избыточному весу "партии власти", как называют в народе партию Путина. Наталия желает себе, чтобы в следующем десятилетии уровень жизни в России стал таким же, как в ЕС. Экономические предпосылки для этого, считает она, есть. "Что же касается политики, то здесь надежд у меня куда меньше".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях