The Washington Times | 5 декабря 2005 г.
Ким Чен Ир превращает Северную Корею во второй Голливуд
Эндрю Салмон
Берегись, Голливуд! Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, большой любитель фильмов, приказал, чтобы крошечная киноиндустрия его страны вступила в конкуренцию с большим кинобизнесом.
Ким, который известен в своей стране как "Любимый руководитель", недавно нанес визит в киностудию Пхеньяна, чтобы лично дать свои наставления.
Его призыв был очень воинственным.
"Он сказал, что мы не выдерживаем конкуренции с американскими и европейскими фильмами. Мы должны превзойти американские фильмы", - сказал в интервью репортерам Ким Ман-сок, руководитель отдела киностудии по продаже фильмов за рубеж.
В Северной Корее Любимый руководитель получает все, что он захочет. Поэтому первый международный блокбастер уже намечен в производство.
"Плохие фильмы не могут выйти на международный рынок, - поясняет Ким Ман-сок. - Поэтому в этом году мы боремся за то, чтобы произвести хорошие фильмы. Первый фильм будет называться "Секрет двух рук".
В этом фильме рассказывается о судьбе Рикидодзана, знаменитого борца, корейца по происхождению, который был национальным героем в Японии в 1960-70-е годы.
Фильм снят совместно с китайской киностудией.
Советский диктатор Ленин рассматривал кино как средство пропаганды, и коммунистические северокорейские кинорежиссеры - которые подчиняются отделу пропаганды и агитации - щедро снабжают свои фильмы идеологией.
"В северокорейских фильмах плохие актеры, эти фильмы скучны, и в них в больших дозах содержится идеология, - говорит Андрей Ланков, российский ученый, работающий в Сеуле. Он жил в Пхеньяне в 1980-е годы, а недавно вновь посетил его. - Но фильмы Шин Санг-ока отличаются от остальных северокорейских картин, и люди стоят в очередях, чтобы попасть на них".
Шин Санг был южнокорейским кинорежиссером. В одном из самых загадочных эпизодов холодной войны он отправился в Северную Корею, чтобы спасти свою жену, актрису Чжу Юнь, которую похитили в Гонконге и вывезли в Северную Корею в 1978 году. Северокорейцы утверждают, что Санг добровольно решил остаться в их стране.
Ким Чен Ир поручил Шин Сангу улучшить качество фильмов. Пока что самой знаменитой работой Санга стал фильм "Pulgasari" 1985 года о монстре, напоминающем Годзиллу, который помогал крестьянам и боролся с помещиками.
Шин и его жена сбежали из Северной Кореи в 1986 году, и, соответственно, его имя в северокорейской киноиндустрии померкло.
Прогулка по территории киностудии Пхеньяна дает представление о том, какой вид кинопродукции здесь предпочитают. Здесь стоят декорации традиционной северокорейской деревни у горы Пэктусан, где родился Ким Чен Ир.
Что самое интересное, здесь есть декорации таких признаков капиталистического мира, как южнокорейский бар - вероятно, для того, чтобы снимать здесь сцены из упаднической жизни капиталистического общества.
Один из экспертов считает, что Ким требует лучших фильмов из-за нелегальной конкуренции на внутреннем кинорынке. В середине 1990-х годов в Северную Корею через границу с Китаем хлынул поток заграничных фильмов и мыльных опер. С тех пор под влиянием конкуренции с этой кинопродукцией качество северокорейских фильмов существенно улучшилось, в них стало меньше идеологического контекста.
"Их пропаганда заявляет: сейчас наши фильмы улучшились, и нам не нужно смотреть иностранные фильмы", - говорит Брайан Майерс, преподаватель курса о Северной Корее в одном из южнокорейских университетов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях