The Guardian | 5 декабря 2006 г.
Запрет на экстрадицию из России - серьезное препятствие для следователей Скотланд-Ярда
Иан Кобейн, Том Парфит и Николас Уатт
Иммунитет запрещает судить граждан за пределами страны. Дело наносит ущерб отношениям между Британией и Россией
Как стало известно Guardian, отравитель, с помощью полония-210 лишивший жизни бывшего шпиона Александра Литвиненко, может никогда не предстать перед британским правосудием, так как граждан России нельзя экстрадировать для проведения судебного процесса.
Группа сыщиков Скотланд-Ярда приземлилась вчера вечером в московском аэропорту Домодедово, и стал очевиден спектр правовых и политических проблем, с которыми они, вероятно, столкнутся.
Их приезд совпал с сообщением, что одна из комнат посольства Британии в Москве будет проверена на радиоактивное загрязнение; полагают, что это та комната, где бизнесмены Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун давали показания о своей лондонской встрече с Литвиненко заместителю посла Великобритании 23 ноября.
"Это мера предосторожности с целью защитить наших сотрудников, и мы не рассчитываем что-то найти, - заявил пресс-секретарь МИДа. - Это очень непривычно, но все дело необычно, так как применялось радиоактивное вещество".
Одновременно множатся признаки того, что смерть Литвиненко и неоднократные заявления его друзей и знакомых, что его убили по предписанию Кремля, портят отношения между двумя странами. Британские чиновники пытались преуменьшить значение разговоров о напряженности, но российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: "Это, конечно, наносит ущерб нашим отношениям".
Тем временем вчера вечером еще два места были проверены на загрязнение полонием-210, сообщили представители здравоохранения: гостиница Parkes в Найтсбридже, где в ноябре останавливался один из деловых партнеров Литвиненко, и офисное помещение на Cavendish Place, Центральный Лондон, которым, как полагают, пользовались компании по недвижимости и безопасности.
Между Россией и Британией нет двустороннего договора об экстрадиции, а принятый в России закон о том, как вести себя с разовыми запросами европейских стран, запрещает экстрадицию ее граждан. Подписав европейскую конвенцию об экстрадиции в 1996 году, Россия дала себе иммунитет, в соответствии со статьей 61 своей конституции, которая гласит, что граждан России нельзя высылать за пределы Российской Федерации или выдавать другому государству.
Пресс-секретарь Генеральной прокуратуры РФ заявил, что, в соответствии с конвенцией и российским Уголовным кодексом, россиянина не могут выдать в другую страну для суда. "Его могут судить только в Российской Федерации с участием необходимых иностранных экспертов".
Московский адвокат Дмитрий Афанасьев сказал, что, поскольку российский парламент ратифицировал иммунитет, любая экстрадиция потребует одобрения в парламенте. "Я не вижу другого способа это преодолеть, кроме парламентского одобрения", - заявил он. Любой иной способ означает, что подозреваемых будут судить в России.
При этом Россия отвечает на все запросы об экстрадиции повторением требований об экстрадиции россиян из Британии. Москва пытается обеспечить возвращение 16 эмигрантов, но получает отпор, так как МВД признает, что этих людей преследуют по политическим мотивам и они не могут рассчитывать на справедливый суд.
В эту группу входят Борис Березовский, мультимиллионер, у которого когда-то работал Литвиненко, Ахмед Закаев, чеченский сепаратист, через улицу от которого жил Литвиненко, а также бывшие руководители нефтяного гиганта ЮКОС. Москва неоднократно пыталась добиться экстрадиции Березовского, в последний раз - обвинив его в подготовке государственного переворота.
Аналитик Сергей Марков заявил, что ожидает политически окрашенного торга, если Скотланд-Ярд вознамерится предъявить россиянам обвинения и увезти их на суд в Лондон. "Российские власти поднимут вопрос о каком-то обмене, - сказал он. - Очевидно, что Россия потребует конкретных людей, которые обвиняются в криминальной деятельности, включая Березовского".
Вчера вечером МИД подтвердил, что в практике двусторонних отношений между странами не было экстрадиций. Пресс-секретарь заявил, что рано думать о том, ожидают ли министерство трудности в доставке подозреваемых для суда в Британию.
Бригада из девяти сыщиков и технического персонала прибыла в Москву вчера вечером с целью побеседовать с пятью потенциальными свидетелями: тремя российскими бизнесменами, которые были в числе последних видевших Литвиненко перед болезнью, и еще двумя, чьи имена не называются публично. Группа во главе со старшим следователем из нового антитеррористического подразделения Скотланд-Ярда получит российское милицейское сопровождение для перемещений по городу.
Перед приездом сыщиков Лавров многозначительно предостерег власти Британии от "политизации" дела. Сказав в Брюсселе о том, что оно портит отношения, он заявил, что беседовал напрямую с министром иностранных дел Маргарет Беккет "о необходимости избегать любой политизации этого дела, этой трагедии".
Британия пыталась преуменьшить значение его заявлений. "Мы не видим напряженности, - заявил источник. Сергей Лавров всего лишь реагирует на пристальный интерес СМИ".
На прошлой неделе Лавров в двух разговорах об этом деле выразил озабоченность по поводу приписываемого Литвиненко "предсмертного заявления", в котором он обвинил Владимира Путина в приказании убить его. Лавров отрицал, что он выразил официальный протест против того, что заявление позволили опубликовать, но Британия не оспаривает сообщение одной из воскресных газет, где говорилось, что в четверг Беккет сообщила правительству, что Москва "выразила протест" по этому поводу.
Министр внутренних дел Джон Рид, также в Брюсселе, заявил, что сообщил министрам внутренних дел ЕС, что полоний-210 не представляет серьезной угрозы для общества. "Люди могут испытывать беспокойство из-за того, что одна миллионная грамма полония может привести к болезни или смерти, но следы, которые мы находим в разных местах, не больше, чем одна миллионная одной миллионной грамма". Тем временем сообщают, что у второго человека, отравленного полонием-210, Марио Скарамеллы, нет серьезных признаков заболевания.
Параллельно бывший российский премьер-министр Егор Гайдар, проходящий лечение по поводу загадочной болезни, которая началась в ноябре, вчера вечером выписался из московской больницы. 50-летний Гайдар заболел в Ирландии 24 ноября, на следующий день после смерти Литвиненко. Его помощники первоначально говорили, что московские врачи подозревают отравление, но причина болезни до сих пор не выявлена.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях