The Independent | 5 декабря 2006 г.
Поиски виноватого в Москве
Анна Пенкет
В любом случае, подчеркнул он, Россия "не имеет никакого отношения" к смерти Литвиненко
Дмитрий Песков - представитель новой генерации радующих глаз кремлевских пресс-секретарей. Заместитель пресс-секретаря президента Путина не стесняется свободно говорить по-английски и дает безусловно прямые ответы на прямые вопросы. Самый неприятный предмет в его кабинете - это деревянная булава с шипами, как будто угрожающая раскалывать черепа упрямых журналистов. И еще: на протяжении нашего 90-минутного разговора я то и дело задавалась вопросом, зачем ему нужны 11 телефонов на столе.
Я была в Кремле в пятницу вечером, потому что Песков согласился поговорить о деле Литвиненко и ущербе, который смерть бывшего агента ФСБ нанесла британо-российским отношениям. Он был в прекрасной форме, выразил удивление по поводу "истерики" в британских СМИ, которые, по его словам, все поголовно обвиняют президента Путина в убийстве Александра Литвиненко. "Британская пресса пишет так о главе государства!" - гневно воскликнул он. "Это не журналистика", - продолжил он, сказав: можно было ожидать, что на Москву как на виновника укажет одна из версий, "но не все версии".
Он хотел знать, что же происходит - это возрождение напряженности времен холодной войны или погоня газет за тиражами? В любом случае, подчеркнул он, Россия "не имеет никакого отношения" к смерти Литвиненко. Но вот здесь Песков стал казаться мне не таким убедительным. Ведь сразу же после смерти Литвиненко Кремль, в режиме умолчания, пустился все отрицать - раньше, чем у следствия могли появиться какие-то серьезные ниточки. Путин, выступая на саммите с европейскими лидерами 24 ноября, заявил, что домыслы о причастности представителей России не имеют отношения к действительности.
Можно понять сомнения Путина в подлинности предсмертного письма, в котором бывший российский агент обвинил президента в убийстве. Более того, кажется неправдоподобным, что российский президент - сам бывший глава ФСБ - настолько глуп, чтобы лично отдать приказ об уничтожении перебежчика средней руки, чья деятельность раздражала Кремль.
Но как может Песков быть уверен, что бывшие сотрудники КГБ никоим образом не виновны в отравлении? В конце концов, у бывших коллег Литвиненко мог быть мотив уничтожить человека, которого они считают предателем, а яд - известное оружие российских спецслужб в прошлом. Следует учитывать и контекст дела Литвиненко - он скончался вскоре после убийства в Москве российской журналистки Анны Политковской, чью гибель бывший агент ФСБ расследовал.
Кремль и ФСБ начали какое-то расследование московской нити, связанной со смертью Литвиненко? Это предположение кремлевский пресс-секретарь встретил насмешливо. В конце концов, сказал он, откуда мы знаем, что отравление было преступлением?
"Единственное, что доподлинно известной, что вы приняли в Британии и дали британское гражданство человеку, который был офицером КГБ/ФСБ. Мы знаем, что кончилось тем, что бывший агент КГБ умер в Лондоне и, предположительно, был обнаружен радиоактивный материал. Это все, что мы знаем. Вся логика этой истории, на самом деле, делает обвинения в адрес России невозможными".
Такова версия Кремля. Нет нужды говорить, что в московских либеральных кругах циркулируют другие версии, которые сосредоточены на совпадении по времени смерти Литвиненко и обострении в Кремле борьбы за власть перед президентскими выборами 2008 года.
Некоторые политические комментаторы в России стал жертвой людей, стремящихся взорвать отношения Запада с Кремлем и навредить Путину перед 2008 годом, когда он должен уйти с поста президента. Кто выиграет от смерти Литвиненко, гласит эта версия, так это сторонники жесткой линии в администрации Путина, связанные с ФСБ.
Но какова бы ни была правда, Кремль должен разрешить британским сыщикам пройти по следу, кубы он ни вел. Российские власти говорят, что предлагают сотрудничество. Это должно удовлетворить Британию, где рестораны и гостиницы закрыты из-за угрозы здоровью беспрецедентного характера.
Прозрачность никогда не была характерной чертой российского правительства. И, может быть, Россию, поднявшуюся на своих огромных энергетических ресурсах, не волнует ухудшение отношений с остальным миром. Но смерть Литвиненко дает Кремлю шанс продемонстрировать, что его действительно волнует законность.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях