Статьи по дате

La Stampa | 5 декабря 2006 г.

Скарамелла: "Я объясню, почему меня пытались убить"

Массимо Нума

"У КГБ были секретные счета с некоторыми итальянскими компаниями"

"Мне было дано задание реконструировать финансовые потоки и экономическую стратегию некоторых ведущих итальянских компаний, которые осуществляли крупные инвестиции на Восток, и я это делал в течение последних лет. Все имевшиеся у меня тысячи документов, некоторые из них были очень ценными, другие - нет, я передал в комиссию Митрохина. Это было моей работой, серьезной работой, которой я занимался очень усердно". Профессор, вы подтверждаете, что вашим источником, одним из ваших источников, был Александр Литвиненко? "Да. Я не могу раскрывать суть расследования. Но если кто-то хочет отыскать причины случившегося, то ответ здесь".

Голос Марио Скарамеллы, доносящийся из палаты на 13-м этаже University College Hospital, звучит устало, но уверенно. Мы можем перечислить названия крупных компаний, в отношении которых вы вели расследование? "Не думаю, что это своевременно. И я этого не сделаю. И эти данные должны исходить не от меня, поскольку я дал полиции подписку о неразглашении сведений в ходе следствия. Оно в крайней степени деликатное. Мы можем поговорить о моем здоровье. Да, я себя хорошо чувствую. Продолжаю сдавать анализы, один за другим. Но я бы хотел покинуть госпиталь, вернуться к нормальной жизни".

Следовательно, Литвиненко был одним из трех источников, которые использовал Марио Скарамелла, чтобы подготовить 68 заключительных страниц доклада, переданного комиссии Митрохина в феврале этого года. В документе описывались финансовые схемы крупных итальянских компаний, "вынужденных" работать в России, отводить черные фонды в австрийскую финансовую компанию, которая в действительности контролировалась высокопоставленными сотрудниками КГБ, внедренными в свою очередь в русскую мафию или русской мафией. В этом головокружительном потоке черных фондов и кроется возможный мотив двойного покушения при помощи радиоактивного вещества.

Отношение к 43-летнему русскому бывшему шпиону, убитому 23 ноября в Лондоне смертельной дозой полония-210, все еще туманное и неоднозначное. Но это уже другие аспекты, связанные с разоблачениями Литвиненко, все еще засекреченными, и они могут объяснить, почему двое этих мужчин стали мишенями для киллеров. Ни один из этих элементов пока не прошел через сито следствия. Между тем адвокат Серджио Растрелли опровергает сообщение о том, что профессор намеревается назвать имена политиков и журналистов, завербованных сначала советскими, а потом и российскими спецслужбами. Английские санитарные власти в коротком коммюнике, опубликованном на сайте University College Hospital, в котором с пятницы находится итальянский пациент, опровергают данные о том, что в организме Скарамеллы имеются "следы полония, в пять раз превышающие допустимую норму".

Обследование продолжается, но не представляется возможным определить точное количество яда, поступившего вместе с пищей или питьем. "Я чувствую себя немного лучше, - говорит Скарамелла, рядом с которым находится супруга, - но очень трудно передать мое душевное состояние". Он может остаться в Лондоне под наблюдением и, вероятно, не скоро покинет больничную палату, несмотря на свое желание. Зона, в которой он находится, круглосуточно охраняется полицией и внутренней службой безопасности. Вчера нескольких репортеров из газет и телевидения застали врасплох у входа в отделение. Контроль после этого стал еще более суровым.

В Лондоне продолжается радиоактивный психоз. Желтые фургоны гражданской обороны вновь появились вчера вечером в центре города. Специалисты, которым помогали многочисленные полицейские, искали следы полония-210 в двух других местах на глазах у любопытной и встревоженной толпы. Поиски велись в отеле на Шафтесбари-стрит и в здании на Кавендиш. Поздно вечером были получены первые результаты: отрицательный на первом объекте и пока неопределенный на втором. Негативными были результаты тестов на стадионе, где в конце октября проходила игра между московским ЦСКА и "Арсеналом". Люди из клана русского магната Бориса Березовского жили здесь, в Best & Western и в резиденции, с 23 октября по 3 ноября. То, что бывший шпион КГБ был связан с одним из заклятых врагов Путина, не вызывает сомнения. Следы полония были обнаружены в офисе Березовского, в квартале May Fair. Конкретно - на ксероксе, которым вечером 1 ноября пользовался Литвиненко, очевидно, снимавший копии документов. Бывший полковник КГБ в прошлом работал в службе безопасности миллиардера, впавшего в немилость, но никогда не терял с ним контактов. Скотланд-Ярду удалось установить, что за несколько месяцев имели место 12 встреч, последние произошли в конце октября.

В нескольких сотнях метров, на Гросвенор-сквер, находится отель Millenium, где после визита к другу Борису Александр Литвиненко встретил бывшего коллегу Андрея Лугового. Он стал крупным менеджером и работает с экспортно-импортной компанией в Лондоне и Москве. Но и он, как выяснилось, получил заражение полонием-210. Радиоактивные следы обнаружены и в самолете British Airways, на котором он летел 23 октября в Лондон. Он вылетел в Москву из "Хитроу" 3 ноября, когда его бывший коллега уже находился в госпитале в очень тяжелом состоянии. Millenium - это отель, построенный в старом стиле, Pine Bar находится достаточно далеко от ресепшен. В углу расположены темные кожаные кресла и низкие столики. Молодые официанты одеты в черное и темно-зеленое. Вокруг приглушенный свет, тихо звучит музыка 50-х. Литвиненко, Луговой и два друга последнего, Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко, бывшие агенты старого доброго КГБ, долго беседовали. ЦРУ и ФБР его предупреждали. Особенно после того, как он получил от другого перебежчика, находящегося в настоящее время в США, документы по делу ЮКОСа. Лишь в 18:45 бывший шпион решился поехать домой на сером мерседесе, также зараженном полонием и принадлежащем Ахмеду Закаеву, руководителю чеченского сопротивления и его соседу в районе Масвелл-Хилл. Именно там он почувствовал первые симптомы. Если роль Лугового выглядит подозрительно, то роль Соколенко и Ковтуна кажется еще более сомнительной. Потому что их номера на шестом этаже Millenium также заражены радиоактивным изотопом.

В 14:30 того же дня Литвиненко находился в центре Лондона, на Пикадилли. У него была встреча с Марио Скарамеллой, с которым он поддерживал контакты на протяжении нескольких месяцев. Они были почти друзьями. В 15:00 они были в баре "Ицу". Остальное уже известно: Литвиненко отравили насмерть. Скарамелла повторяет: "Я не могу и не хочу говорить о том, что я пережил, принимая во внимание, что я был в этом суши-баре. Это один из пунктов, по которому в Скотланд-Ярде гарантирована абсолютная секретность". А правда выяснится еще не скоро.

Источник: La Stampa


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru