Статьи по дате

Los Angeles Times | 5 декабря 2006 г.

США собираются сделать бесполезной кражу ядерных боеголовок

Ральф Вертебедиен

В ответ на приказ президента Буша государственные лаборатории по разработке ядерного оружия создают технологию, которая сделает практически невозможным использование этого оружия при попадании его не в те руки.

Система безопасности станет деталью нового поколения ядерного оружия, создание которого было формально одобрено на прошлой неделе специальной комиссией министерств обороны и энергетики.

Теоретически, снабженную подобной защитой атомную бомбу можно будет оставить на улице Лос-Анджелеса или Манхэттена, и террористы не смогут взорвать ее, даже провозившись несколько месяцев. Ученые сообщают, что они работают над технологией, которая позволит уничтожить все компоненты бомбы - включая плутоний и уран - если кто-то попытается ее использовать.

Однако длящаяся уже три года разработка в соответствии с президентской директивой по национальной безопасности номер 28 вызывает жесткую критику со стороны многих экспертов по ядерному оружию. Они сомневаются, что абсолютная защита необходима или вообще возможна. Вместо этого, считают они, федеральному правительству следует устранить уже известные слабости в обеспечении безопасности ядерных лабораторий и заводов.

У США насчитывается 6 тыс. ядерных зарядов на ракетах и военных складах в таких разных регионах, как Техас, Северная Дакота и Европа. Все они снабжены электронными устройствами блокировки и прочими системами защиты, которые называют "средствами контроля", и представляют собой серьезное препятствие для террористов.

Однако новый план призван коренным образом улучшить их.

Большим достижением станет уничтожение заряда без угрозы распространения радиации или взрыва. Новая система сможет уничтожить электронные и механические компоненты, сделать плутоний и уран непригодными для использования в любых самодельных устройствах.

Каким образом? Это держится в тайне. По одной из версий, боеголовка будет содержать мощную кислоту или другое химическое вещество, которое сделает непригодным уран или плутоний. Получившееся вещество теоретически можно переработать, но лишь на высокоспециализированном химическом заводе.

А террористам, имеющим доступ к подобному заводу, скорее всего, не понадобится красть бомбу.

Две национальные ядерные лаборатории - лаборатория Лоуренса в Ливерморе (Калифорния) и Лос-Аламос (Нью-Мехико) - борются за право создания нового поколения атомных боеголовок, которое носит название Reliable Replacement Warhead. Совет по ядерному оружию, состоящий из высокопоставленных представителей министерства обороны и министерства энергетики, сможет назвать победителя уже на этой неделе.

Средства контроля над ядерным оружием - наиболее секретная часть этого крайне секретного предприятия. Ученые сравнивают их с "механизмом двери банковского хранилища".

Приказ по национальной безопасности, подписанный Бушем в 2003 году, содержание которого не разглашается, включал единственное открытое положение. Это была инструкция лабораториям сделать невозможным для террористов подрыв заряда без его "повторного создания". То есть у террористов не должно быть возможности использовать оставшиеся части при сборке нового заряда.

"Важнее всего быть уверенными: террористы не смогут воспользоваться нашим оружием", - говорит Брюс Гудвин, возглавляющий разработки ядерного оружия в Ливерморе. По его словам, оружие, произведенное в годы холодной войны, не соответствует требованиям эпохи терроризма.

"У Красной армии не было причин отправлять отряд самоубийц, чтобы те выкрали американское оружие, - говорит Гудвин. - У русских было множество собственных зарядов. А у некоторых людей, не обладающих таким оружием, существует чудовищное искушение выкрасть ядерный заряд и терроризировать нашу страну".

До 11 сентября эксперты по безопасности не рассматривали возможность того, что специалист по ядерному оружию возглавит отряд камикадзе с целью захвата и подрыва ядерного оружия в США.

Но, по словам критиков проекта, захват террористами американских бомб - это наименее вероятная форма будущего ядерного терроризма. Они считают, что более вероятный сценарий - это кража высокообогащенного урана или плутония, которые можно использовать в грязном ядерном устройства, либо тайный ввоз в страну готовой атомной бомбы.

"Подлинная угроза исходит от урана и плутония, которые используются по всей стране в совершенно неподходящих местах, где нет соответствующих учреждений", - считает Даниэлла Брейн, исполнительный директор Проекта по правительственному надзору, вашингтонской группы, которая давно уже критикует безопасность на объектах министерства энергетики. "То есть вместо решения существующих проблем представители министерства решают проблему, которой нет".

Министерство энергетики хранит материалы, которые могут быть использованы в оружии, во многих местах, включая Ливермор, Лос-Аламос, завод Y-12 в Теннеси, на полигоне в Неваде к северу от Лас-Вегаса и на заводе Pantex в Амарилло в Техасе. Министерство пытается усилить их охрану, однако некоторые объекты не отвечают требованиям безопасности, введенным после 11 сентября.

"Обеспечить защиту от несанкционированного ядерного взрыва можно с помощью охраны оружия, - говорит Боб Пьюрифой, бывший вице-президент Национальной лаборатории Сандия, который принимал участие в разработке первых систем контроля в годы холодной войны. - Если террористы захватят ядерное оружие, воспользовавшись недостаточной охраной, то я вас уверяю, что раньше или позже, но ядерный взрыв произойдет".

Прецеденты случаются

Хотя случаев похищения американского ядерного оружия не было, США несколько раз теряли контроль над ядерными зарядами. Они были утеряны или уничтожены в ходе катастроф в 1961 году в Голдсборо, Северная Каролина, в 1966 году в Паломарес, Испания, в 1968 году у базы Туле в Гренландии, а также в 1980 году в Дамаске, штат Арканзас. В указанных случаях ядерные материалы были обнаружены и возвращены, но порой они терялись в море.

Филипп Койл, бывший заместитель директора лаборатории в Ливерморе, сомневается, что даже лучшая американская технология сможет обеспечить защиту от несанкционированного использования.

"Об этом говорят так, будто можно оставить ядерное оружие на улицах Багдада, и никто не будет знать, что с ним делать, - считает Койл. - Но кажется, это неправильно. Очень многие вещи можно установить с помощью инженерного анализа".

А военные, которые всегда с недоверием относились к установке систем блокировки на оружие, обеспокоены тем, что сбой в системе контроля помешает в нужный момент использовать ядерное оружие.

"Аргумент против внедрения все большего и большего числа систем контроля состоит в том, что снижается доверие к оружию", - объясняет эксперт по ядерным вооружениям Дэвид Мошер из Rando Corp., научного центра в городе Санта-Моника. Подобные сомнения в технике могут привести к тому, что военные выступят за возобновление подземных ядерных испытаний, предупреждает он.

Однако ученые из оружейных лабораторий говорят, что достижение "абсолютной безопасности" - это не просто правильное направление действий, но и вполне реальная перспектива.

"Мы знаем, как это сделать, - заявляет Гудвин. - С инженерной, физической и химической точки зрения детали безупречны. Они просто идеальны".

Разнородная безопасность

Существующие запасы ядерного оружия защищены сложными электронными и механическими системами. Существование лишь части из них признано официально. Не все виды оружия защищены одинаково хорошо. У некоторых зарядов относительно слабые системы контроля, в то время как в других используются весьма сложные системы.

Приказ Буша был призван покончить с этой неоднородностью в обеспечении безопасности. Все существующие системы должны быть доработаны и использованы в новом оружии. Кроме того, новая технология должна отвечать даже "невозможным" стандартам.

До 1962 года в американском ядерном оружии системы контроля не использовались вовсе, даже в оружии, базировавшемся в Европе. Президент Кеннеди издал первую секретную директиву с приказом создать устройства блокировки и в своей секретной в то время директиве по национальной безопасности выразил беспокойство, что "сумасшедший одиночка" в цепи управления способен развязать ядерную войну.

Пьюрифой вспоминает, как в 1962 году он был направлен с тайным заданием в Турцию, чтобы там установить на боеголовку первую систему контроля - она представляла собой ряд механических устройств блокировки в механизме боевого взвода.

С распространением ядерного оружия в других странах вырос и страх по поводу того, что оно может выйти из-под контроля. Пьюрифой и бывший директор лаборатории в Лос-Аламосе Гарольд Эгнью предложили США поделиться рядом своих ноу-хау с другими странами, такими как Пакистан и Индия. Однако министерство энергетики и представители оружейных лабораторий обычно отказываются от подобных предложений. По их словам, США не следует помогать новым членам ядерного клуба в улучшении их вооружений. Кроме того, рассекречивание подобных технологий может повредить оборонной системе США.

Американские системы со временем эволюционировали в сложные многоступенчатые устройства контроля. Многие механизмы боевого взвода имеют электронные замки - "предохранительные блокировочные устройства" - и для использования бомбы необходимо передать код, предположительно состоящий из 12 цифр. Введение неправильного кода закрывает доступ к механизму боевого взвода.

Существует еще как минимум две системы контроля. Современные боеголовки используют сенсоры для определения того, следует ли ракета по ожидаемой траектории. Если необходимое изменение в ускорении и атмосферном давлении сенсорами не зафиксировано, то механизм боевого взвода отключается.

Наиболее секретная система контроля связана с плутониевым или урановым зарядом, отвечающим за начало ядерной реакции. Данные системы предотвращают атомное деление, не допуская соединения необходимых компонентов, пока при взведении взрывателя не будет выполнена правильная последовательность операций. Именно на этом этапе кислота или иное вещество может сделать ядерное топливо непригодным, и заряд станет абсолютно бесполезен для террористов.

Гудвин, занимающийся разработками в лаборатории Ливермора, говорит, что если ядерное оружие США попадет в чужие руки, то лучше всего будет, если оно окажется повреждено настолько серьезно, чтобы все его части пришлось создавать заново.

"Это подлинный ключ к безопасности".

Как в США производится санкционированный ядерный удар:

1. У президента всегда под руками имеется карта с опознавательными кодами. Если перед ним встанет необходимость отдать приказ о ядерном ударе, с их помощью он подтвердит свою личность по линии засекреченной связи. Чемоданчик, который сопровождает президента, содержит телефон для засекреченной связи и совершенно секретный план на случай ядерной войны. Звонок поступит в один из центров управления вооруженными силами министерства обороны - в Пентагон, на находящийся в небе самолет или на военную базу.

2. Президент изберет соответствующий план военных действий и представит командующим санкцию на запуск в виде кода из 30 цифр. В этом коде будет подтвержден источник приказа, указан номер выбранного плана, время начала атаки и представлен восьмизначный код для доступа к оружию.

3. Когда сообщение придет на подводные лодки, в бункеры управления пуском и на военно-воздушные базы, их командование откроет сейфы, где хранятся восьмизначные коды подтверждения приказа на запуск. Ракеты наземного базирования будут готовы к запуску в течение 60 секунд. Ракеты на подводных лодках требуют большего времени на подготовку, поскольку необходимо активировать системы наведения.

4. Два офицера, управляющих пуском, с помощью специальных ключей разблокируют пульты управления и одновременно передадут ракетам одинаковый приказ на запуск. В приказе будет сообщено, какой план военных действий был избран. Цели и их координаты уже заложены в компьютеры ракетного наведения.

5. После запуска ракет ядерные заряды сами осуществят боевой взвод. Сенсоры ракеты определят, набрано ли необходимое ускорение. Механическое устройство самовзвода, работающее по принципу часов, поместит заряд мощной взрывчатки в цепь детонатора. После этого заряд будет готов взорваться над целью.

Источник: Los Angeles Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru