Статьи по дате

Tageszeitung | 5 декабря 2006 г.

Бывшим агентом быть опасно

Клаус-Хельге Донат

Связаны ли российские спецслужбы со смертью Александра Литвиненко? Ясно одно: с разговорчивыми экс-агентами ФСБ не церемонится

Михаил Трепашкин тоже присутствовал на той сенсационной пресс-конференции в Москве, когда в ноябре 1998 года Александр Литвиненко рассказал о полученном им заказе: российская контрразведка ФСБ - организация, в которой он служил, - поручила ему устранить олигарха Бориса Березовского.

Трепашкин тоже был офицером спецслужб. Более 20 лет он прослужил в КГБ и в ФСБ, организации-преемнице. Ему ФСБ тоже угрожала убийством, после того как он ушел со службы из-за разногласий с начальством.

Трепашкин слишком много знал о махинациях в органах. Тогда знакомство Литвиненко с Трепашкиным было еще шапочным. Они сблизились позже, когда Трепашкин начал интересоваться взрывами трех жилых домов, которые произошли осенью 1999 года в Москве и Волгодонске, городе на юге России. Под их обломками погибли более 230 человек. Преступники и заказчики до сих пор не установлены. Кремль предположил чеченский след и тремя неделям позже спровоцировал вторую чеченскую войну. Тем самым премьер-министр Владимир Путин предложил себя в качестве преемника уставшему от дел президенту Борису Ельцину.

Трепашкин расследовал обстоятельства взрывов в тесном сотрудничестве с комиссией, состоявшей из пяти депутатов Госдумы. Кроме того, в уголовном деле против предполагаемых пособников он представлял интересы двух соистцов. В своем расследовании он натолкнулся на многочисленные улики, не исключавшие того, что в терактах была замешана ФСБ. Позже о своих открытиях он сообщал бежавшему в Лондон Литвиненко, который включил их в книгу "ФСБ взрывает Россию". Результаты официального расследования прокуратура засекретила.

За три дня до начала процесса Трепашкин был задержан в Москве сотрудниками ГАИ и обвинен в незаконном хранении оружия. С того времени, как он впервые публично огласил свои предположения, прошел один месяц. Его адвокат Елена Липцер считает, что дело против ее подзащитного сфабриковано: оружие было ему подкинуто, как и якобы секретные документы, которые были найдены во время обыска у него дома. Несмотря на это, ему было предъявлено обвинение в измене родине - а суд определил Трепашкину более суровое наказание, чем требовала прокуратура.

С мая 2004 года бывший сотрудник ФСБ отбывает срок в сибирской колонии. Дела с его здоровьем совсем плохи, говорит Липцер. У него хронический бронхит. В просьбах о лечении и переводе в колонию, где существует квалифицированное медицинское обслуживание, суд отказал даже после того, как нарушение прав человека в действиях московской юстиции было установлено Страсбургским судом. Врачей заставили дать заключение о том, что он здоров, утверждает Липцер. Вместо перевода в колонию поближе к семье Трепашкину в конце года грозит перевод в колонию с более строгим режимом. Защита опасается, что в результате он просто умрет.

Некоторых членов парламентской комиссии уже постигла загадочная судьба. Депутат Щекочихин скончался от непонятного отравления, его коллега по Госдуме Юшенков был застрелен у подъезда собственного дома. Отто Лацис, либеральный публицист, к настоящему времени уже покойный, в свое время был избит до потери сознания прямо на улице. Оба соистца получили политическое убежище в США.

Источник: Tageszeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru