Time | 5 декабря 2013 г.
Протестующих на Украине вдохновляют европейские идеалы (впрочем, иллюзорные)
Саймон Шустер, Леонид Рагозин
"В 1990-е годы, когда миллионы мигрантов бежали на Запад из-за разбившегося вдребезги "железного занавеса", многие из тех, кто остался в Восточной Европе, утешались, делая ремонт в квартирах", - пишут Саймон Шустер и Леонид Рагозин в журнале Time.
В русском языке для описания этого понятия появилось новое слово - "евроремонт". Отчасти, конечно, это был потребительский инстинкт, но отчасти - попытка отгородить для себя пространство, где отдельная семья могла бы жить "как в Европе", отмечают авторы статьи.
"Европа или, скорее, идея Европы, таким образом, стала синонимом исправления всего того, что было неправильным в жизни на руинах СССР, даже если жизнь на Западе оказывалась не менее мрачной", - говорится в статье. Но было неважно для стремившихся туда людей: для них Запад представлял собой идеальный мир, где можно жить "достойно", не мучаясь от многочисленных мелких унижений, связанных с коррупцией и плохим управлением, поясняют журналисты.
И вот в последнюю неделю сотни тысяч людей вышли на улицы Киева, выступая против отказа правительства подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Оно бы облегчило им возможность путешествовать по Евросоюзу, открыло Украину для торговли и, что, возможно, важнее всего, подтвердило бы приверженность Украины европейским стандартам государственного управления и социальной справедливости, полагают Шустер и Рагозин.
Один из протестующих, бизнесмен среднего возраста Василий Романюк пояснил: "Нам не нужны деньги ЕС - нам нужны ценности ЕС".
"Это символ, утопия в своем классическом значении, - приводят авторы мнение главного редактора "России в глобальной политике" Федора Лукьянова. - Проблема России состоит в том, что она не может предложить свою утопию".
"Безусловно, Соглашение об ассоциации с ЕС легло бы дополнительным большим грузом на экономику Украины", - отмечают авторы. Премьер-министр Николай Азаров заявил, что в следующие семь лет потребовалось бы как минимум 150 млрд евро на то, чтобы привести отрасли украинской промышленности в соответствие со стандартами ЕС. В качестве компенсации, по словам Азарова, ЕС предложил только 1 млрд евро, говорится в статье.
"Однако и поворот к России не спасет Украину от экономической катастрофы. Связанная собственным дефицитом бюджета, Россия не может себе позволить субсидировать экономику соседней страны", - полагают журналисты.
"А как насчет нематериального? Что сможет Россия противопоставить идеалу, который представляет собой Европа?" - задаются вопросом они.
Авторы цитируют риторический вопрос российского дипломата Андрея Климова: "Что, если они подпишут это соглашение с ЕС, они превратятся в общество, основанное на соблюдении законности?" Как он отмечает, США также прошли через свои "темные века", прежде чем стали соответствовать идеалам Западной Европы, упомянув "Ку-клукс-клан" и чикагскую мафию.
В Киеве у лидеров протестного движения возникают собственные американские аналогии, продолжают журналисты. "Вспомните инаугурационную речь президента Рузвельта", - призывает Арсений Яценюк. "А именно, Франклин Рузвельт сказал, что нечего бояться, кроме самого страха", - уточняют авторы.
Вскоре полиция, скорее всего, попытается отбить у протестующих здание Дома профсоюзов. Но они оказывают упорное сопротивление, создав там подобие столовой и пресс-центр и отведя место для сна на полу, пишут авторы. "Снаружи другие люди приносят горячий чай и складывают дрова, борясь с холодом на морозных площадях города. Это немного напоминает неотделанный строительный объект, где закладывается основа для своего рода "евроремонта", - заключают Шустер и Рагозин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях