Los Angeles Times | 5 февраля 2001 г.
Российский нефтяной гигант "Лукойл" выходит на американский рынок
Анжела Чарлтон
"Лукойлу" недостаточно быть крупнейшей нефтяной компанией огромной страны с необъятными резервами сырой нефти, давать работу 120 000 сотрудникам, поддерживать множество городов по всей территории России и господствовать на национальном фондовом рынке.
"Лукойл" хочет еще и обзавестись кусочком Америки.
После того, как цены на нефть держались на очень высоком уровне в течение целого года, "Лукойл" за $71 млн. купил Getty Petroleum Marketing Inc. вместе с сетью из 1300 АЗС - впервые российское предприятие купило американскую компанию, акции которой зарегистрированы на фондовой бирже США.
На прошлой неделе акционеры Getty утвердили покупку, предложение о которой было сделано в ноябре.
Эта сделка может оказать положительное влияние на прискорбную репутацию российского бизнеса, но некоторые аналитики сомневаются в том, что "Лукойл" или какая-либо другая компания, родившаяся в России в хаотические, коррумпированные 90-ые, готова к условиями западных рынков.
Вице-президент "Лукойла" Леонид Федун отвечает на это старой, проверенной поговоркой: "Если ты не прыгнешь в воду, никогда не научишься плавать".
Офис Федуна, отделанный деревом и хромом, находится в московской штаб-квартире "Лукойла", одном из самых шикарных зданий в Москве, за несколькими бронированными дверями; окна в позолоченных рамах выходят на покрытые снегом газетные киоски площади Тургенева.
Мало кто сомневается в том, что у "Лукойла" - в 2000 г. сумма активов компании по американским стандартам бухучета составила $14,5 млрд. - есть средства на то, чтобы управлять Getty. Однако некоторые не понимают, почему эта российская компания не тратит свои средства на бедном, крайне нуждающемся в инвестициях внутреннем рынке.
В России многие компании пренебрегают правами акционеров, ведут непонятный бухучет и создают империи с помощью сомнительных приватизационных сделок, пользуясь своими связями в высших политических кругах - большая часть западных компаний погибла бы, занимаясь подобными вещами. Кроме того, нефтяные компании не обращают внимание на то, что много нефти вытекает из трубопроводов.
Критики утверждают, что "Лукойл" - не исключение, но, по мнению некоторых аналитиков, выходя за границы России, компания проводит реформы. Федун утверждает, что, с финансовой и экологической точек зрения, "Лукойл" чище других российских нефтяных компаний.
"Лукойл" активно работает за границей, в частности в Ираке и в Персидском заливе. Компания принимает участие в реализации крупных проектов на азербайджанском и казахском участках Каспийского моря. Но самым главным для себя рынком она считает США. В конечном итоге, "Лукойл" надеется купить американские нефтеперерабатывающие заводы. Компания считает, что если в российской экономике начнется еще один кризис, иностранные прибыли могут послужить амортизатором.
Федун соглашается с тем, что "Лукойл" обременен проблемами, типичными для российских нефтяных предприятий: ветшающее оборудование советских времен, разорительные налоги, сложные для разработки месторождения, ограниченная пропускная способность нефтепроводов.
За последние годы компания практически не увеличила объемы производства. А резкий рост прибылей - в первой половине 1999 г. они составляли $92 млн., а в первой половине 2000 г. достигли $1,45 млрд. - объясняется по большей части высокими мировыми ценами на энергоносители.
Еще не зажила рана, которую нефтяной гигант получил в ходе своей первой провальной вылазки в США. В 1997 г., с шампанским и воздушными шарами, была открытая первая АЗС в одном из супермаркетов штата Виржиния. Предполагалось, что она будет первой из 2000. В прошлом году от этих планов пришлось отказаться в связи с резким падением цен на нефть.
"Мы не были готовы к этому ни с правовой, ни с организационной точек зрения, - признал Федун. - Мы получили полезный урок - невозможно построить бизнес с нуля. Надо покупать готовый бизнес".
Автолюбителям 13 штатов восточного побережья хорошо знакомы красно-бело-золотые знаки Getty, компании, расположенной в Джерико, штат Нью-Йорк, которая также является региональным оптовым поставщиком бензина, дизельного топлива и прочих нефтепродуктов. Согласно финансовым документам Getty, в течение девяти месяцев, предшествовавших 31 октября, убытки компании составили примерно $6 млн. при объеме продаж около $903 млн.
Эта компания является тем, что осталось от некогда гигантской финансовой империи, созданной миллионером и меценатом Дж. Полом Гетти, умершим четверть столетия назад и считавшимся одним из самых богатых людей в мире.
Американским конкурентам не понравилось предложение "Лукойла" купить акции Getty по $5 за штуку. В декабре United Refining Co., расположенная в Уоррене, штат Пенсильвания, сделала контрпредложение - $6 за акцию, но совет директоров Getty отклонил его как нереалистичное. Впоследствии United Refining безуспешно пыталась заблокировать сделку с "Лукойлом" через суд.
"Лукойл" планирует называть свои американские АЗС Getty-Lukoil, пока американские потребители не привыкнут к названию российской компании.
Аналитики считают, что покупка Getty имеет большое символическое значение для укрепления корпоративной уверенности в России, но не отражает какую-либо тенденцию.
"Не многие российские компании имеют международный опыт работы", - отметил Стивен Дашевски, нефтяной аналитик московской инвестиционной компании "Атон". Он подчеркнул, что "Лукойл" вряд ли окажет большое влияние на топливный рынок США - Getty была достаточно небольшим игроком и не планировала проводить у себя какие-либо серьезные изменения.
Федун признает, что пока слишком рано сравнивать "Лукойл", появившийся в 1991 г. во время развала советского государственного нефтяного сектора, с "Шеллами" и "Шевронами".
Несмотря на то, что в "Лукойле" работают такие прагматичные менеджеры, как Федун, который прислушивается к советам западных консультантов и, по всей видимости, понимает, с какими проблемами ему придется столкнуться на международной арене, в компании до сих пор работают советские директора, плохо понимающие требования мировых рынков.
Например, несмотря на то, что объемы нефтяных резервов "Лукойла" составляют 13,5 млрд. баррелей, российские АЗС часто простаивают без бензина, принимают к оплате только наличные и предоставляют небольшое количество дополнительных услуг.
Объемы производства "Лукойла" - в 2000 г. они составили 1,5 млн. баррелей в день - могли бы быть значительно выше, если бы компания не была обременена проблемой старения бурильного и перерабатывающего оборудования. Россию пересекают тысячи миль старых нефтепроводов, которые склонны к частым утечкам, что приводит к загрязнению рек, лесов и тундры, сокращению потенциальных прибылей компании.
Активисты экологического движения выступают против экспансии "Лукойла" на западные рынки.
"Они купили дорогие офисы и машины для своего экологического департамента, но до сих пор не расчистили территории, на которых произошли утечки нефти и не сделали ничего, чтобы предотвратить их в будущем", - заявил Оганес Таргулян, сотрудник "Гринпис", наблюдающий за деятельностью российских нефтяных компаний.
Федун признал, что утечки происходят достаточно часто вследствие низкого качества трубопроводов, но добавил, что "Лукойл" производит расчистку быстрее других российских компаний.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях