Le Figaro | 5 февраля 2003 г.
Мушарраф ищет поддержки в Москве
Патрик де Сент-Экзюпери
Долго использовавшийся в качестве "троянского коня" Соединенными Штатами в стремлении нанести поражение Красной империи в Афганистане, Пакистан сегодня находится не в чести у старшего брата. Снискавший репутацию страны "повышенной степени риска", он фактически оказался в изоляции. Поскольку с приближением вероятной новой войны в Заливе над режимом, и без того слабым, еще более сгустились тучи, возник соблазн искать поддержки в других столицах.
Именно такова цель визита пакистанского президента Первеза Мушаррафа в Москву ? бывшую вражескую столицу, которую в Исламабаде так долго осыпали проклятиями. Незадолго до вылета в Москву в интервью агентству "Интерфакс" он этого даже не скрывал. "Я надеюсь, ? сказал он, ? что мое пребывание в Москве поможет двум нашим странам открыть новую эру отношений дружбы и сотрудничества на благо народов обеих стран".
Первый визит в Москву президента Мушаррафа свидетельствует одновременно о стратегической девальвации роли Исламабада, лишившегося американской опеки, и об активизации российской дипломатии, которая, в соответствии с логикой США, соглашается понемногу заниматься делами, которые Вашингтон не считает приоритетными. Это уже произошло в случае Северной Кореи, где Москва выступает в качестве посредника. Это может произойти и с Пакистаном ? страной, которая обладает "исламской ядерной бомбой" и в которой активно действуют движения, родственные талибам.
Для Москвы возможности сотрудничества с Исламабадом пока сводятся к самой актуальной сфере: борьбе с терроризмом. В декабре прошлого года, находясь проездом в Дели ? столице традиционной союзницы Москвы, Владимир Путин призвал Исламабад уничтожить "террористические инфраструктуры" на своей территории. Это требование было еще более определенно сформулировано полгода назад на региональном саммите в Алма-Ате. В присутствии пакистанских и индийских представителей российский президент заклеймил Исламабад: "Если посмотреть на истоки терроризма, то мы должны прежде всего потребовать от Пакистана положить конец террористической деятельности, ведущейся с его территории". В прошлом месяце высокопоставленная делегация Министерства обороны Пакистана приехала в Москву, чтобы обсудить стратегические вопросы. С тех пор тон Москвы несколько смягчился, и представитель МИД РФ приветствовал "предпринятые Исламабадом реформы", которые были названы "благоприятными для российской внешней политики".
Один только индийский рынок оружия поглощает четверть экспорта российского вооружения (от 800 млн до 1 млрд долл. в год), в то время как торговый обмен между Пакистаном и Россией в 2002 году не превысил и 100 млн долл. "Мы будем рады наращивать наше сотрудничество во всех областях, в том числе в военной сфере", ? откровенно заявил президент Мушарраф.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях