Financial Times | 5 февраля 2004 г.
Критики не видят возможности для дискуссий в новой Думе
Эндрю Джек
Предыдущий российский парламент, может быть, и не представлял собой сильную оппозицию Кремлю, но, когда Владимир Рыжков наблюдает за поведением своих коллег-депутатов в новой Думе, он видит тревожный сдвиг в сторону советского конформизма, присущего однопартийному государству.
Рыжков, независимый депутат, представляющий Алтай, говорит, что нет "никакой свободы" и "никаких дискуссий". "Когда я говорю с другими об их мнениях, они пожимают плечами и отвечают: "Все решат наверху". Они похожи на детей в детском саду".
В то время как президент Путин движется к почти неизбежному переизбранию в марте, главный вопрос заключается в том, не приведет ли убедительная победа пропутинской партии "Единая Россия" на декабрьских выборах в парламент к обратным результатам во время его второго срока.
"Команда Путина пребывает в состоянии эйфории. Кое-кто в Кремле даже смерть не считает неизбежной, - говорит политический аналитик Борис Макаренко. - Преимущество состоит в том, что они могут выполнять свои задачи. Проблема в том, что систему, эффективную в хорошую погоду, трудно использовать во время шторма".
Несмотря на то что государство злоупотребляло властью, спроектировав победу "Единой России" как голосование по доверенности за Путина (по российским законам президент не должен поддерживать политические партии), трудно усомниться в том, что "Единая Россия" пользуется поддержкой избирателей.
Сейчас партия имеет более 300 из 450 мест в Думе, то есть большинство в две трети, необходимое для изменения конституции. Но "Единая Россия" пошла дальше. Ее лидер Борис Грызлов стал спикером, 8 из 12 заместителей спикера - члены его партии. Они подняли барьер, необходимый для создания депутатской группы, выше числа их противников, обеспечив себе контроль над всеми процедурными вопросами. Все 29 комитетов возглавляют единороссы.
"Источником политической власти должен быть народ, но его взгляды не представлены в Думе", - говорит Рыжков, который подал в Конституционный суд иск по поводу действий "Единой России".
"Там есть хорошие люди. Но они конформисты, они боязливы. Они под контролем - либо из-за карьеры, либо из-за денег". Он полагает, что чиновники, принадлежащие к партии, будут поддерживать своих начальников, повинуясь инстинкту, а бизнесмены "из страха".
Григорий Явлинский, лидер либеральной партии "Яблоко", проигравшей декабрьские выборы, утверждает, что из четырех партий, представленных в новой Думе, ЛДПР и "Родина" тесно связаны с Кремлем, а коммунисты не всегда голосуют против Кремля, несмотря на их оппозиционную риторику.
"Если взять по одному представителю от каждой из четырех партий и попросить их написать политические предложения по системе образования, по олигархам, по Чечне, по внешней политике, их идеи окажутся одинаковыми", - говорит он.
Что касается либеральных законодателей в предыдущей Думе, то они, по его словам, вносили важные поправки в законопроекты, в том числе о либерализации электроэнергетики и новых жестких правилах предоставления гражданства. Теперь подобное будет возможно, только если Путин сдержит свое обещание использовать опыт этих партий в личных дискуссиях.
Валерий Богомолов, генеральный секретарь "Единой России", отвергает эту критику. "Мы не скрываем, что хотим быть партией парламентского большинства, но сознаем свою ответственность. Новая Дума не похожа на коммунистический Верховный совет, который создавал только видимость демократии".
Однако он добавляет, что хотел бы видеть введение "партийной дисциплины" и перенос дебатов из Думы в "Единую Россию", которая будет консультироваться с экспертами по поводу новых законов. "Дума предназначена не для политических дискуссий, а для технических вопросов", - считает он.
Он сравнивает "Единую Россию" с водителем новой Думы. "Пассажиры могут знать дорогу, но, если водитель будет слушать, как одни советуют ехать влево, другие вправо, а многие советуют тормозить, вы никуда не доберетесь или свалитесь в кювет. Нести ответственность должен водитель, а если через четыре года вы оказались в тупике, вы меняете водителя".
Именно этого Кремль и боится. "Мы не имеем права на ошибку", - сказал один из функционеров. При такой придушенной Думе переложить вину на кого-то другого невозможно. После того как Путин ликвидировал своих политических оппонентов в парламенте, враг может прийти изнутри.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях