Financial Times | 5 февраля 2007 г.
Британский генпрокурор, вероятно, будет давать консультации по делу Литвиненко
Джимми Бернс и Нил Бакли
Похоже, что генеральный прокурор (Великобритании) вновь окажется на политическом минном поле - на этот раз в ходе дела о предполагаемом убийстве бывшего российского шпиона Александра Литвиненко.
Как стало известно The Financial Times, во время будущего суда и полицейского расследования юристы Службы уголовного преследования будут консультироваться с лордом Голдсмитом и с директором Службы государственного обвинения сэром Кеном Макдональдом, поскольку в данном деле имеются как юридические, так и политические сложности.
Вчера Уайтхолл впервые выступил по этому делу: министр внутренних дел Джон Рид опроверг сообщение о том, что он якобы подписал с российскими властями документ, разрешающий следователям из Москвы допросить ряд лиц на территории Великобритании.
По слухам, российские следователи направили британской полиции список людей, которых они намерены допросить. Правительство Великобритании, однако, старается приглушить разговоры о давлении со стороны Москвы, стремясь оттянуть возникновение полномасштабной политической и дипломатической ссоры.
По словам представителей правительства, вероятность подобной ссоры возросла, поскольку основные линии британского и российского расследований противоречат друг другу, а в сотрудничестве между сторонами заметно напряжение.
Насколько известно, в досье, которое британские детективы передали в Службу уголовного преследования на прошлой неделе, главным подозреваемым назван бывший офицер КГБ Андрей Луговой. Кроме того, в досье говорится, что без российской помощи найти доказательства и призвать кого-либо к судебной ответственности по данному делу в Великобритании будет сложно. Луговой признал, что встречался с Литвиненко, но заявил, что непричастен к его смерти.
Российские следователи включили в список людей, которых хотели бы допросить, скрывающегося за границей бизнесмена Бориса Березовского, а также Ахмеда Закаева. Прежде российская сторона предпринимала попытки добиться их выдачи в британских судах по обвинениям в мошенничестве и терроризме.
Представители обоих утверждают, что доказательств их причастности к смерти Литвиненко нет.
Кремлевские власти предположили, что за смерть Литвиненко несут ответственность люди, "бежавшие от российского правосудия" за границу, - это прозрачный намек на Березовского и других опальных олигархов. По словам властей, данное убийство могло быть сознательной попыткой опорочить репутацию России.
Однако на прошлой неделе президент Владимир Путин отказался подтвердить эти подозрения, сообщив лишь, что имена людей, старающихся навредить России, "хорошо известны".
"Это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, и прежде всего в сфере экономики. Это так называемые беглые олигархи, которые прячутся в странах Западной Европы либо на Ближнем Востоке. Но я в теорию заговора не очень верю".
О Литвиненко Путин говорил спокойно, заявив, что для России тот не представлял опасности. "Никакими секретами не располагал. Он привлекался к уголовной ответственности в Российской Федерации за злоупотребление служебным положением, а именно за избиение граждан при задержании, когда был сотрудником безопасности, и за хищение взрывчатки".
Его слова высвечивают противоречивый характер дела Литвиненко не в последнюю очередь потому, что они контрастируют с заявлением Тони Блэра. В ноябре премьер-министр сказал, что на пути данного дела не должно возникнуть "дипломатических или политических барьеров" и что следствие должно прийти "туда, куда ему будет необходимо".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях