Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 5 февраля 2008 г.

Мы все американцы

Андриан Крей

Всем известны имена кандидатов, все болеют за далекую страну. Европейцы считают выборы в США такими же важными, как свои собственные

Сегодня "супервторник". Этот день может стать поворотным моментом всех американских праймериз. В этот день в 24 штатах будет решаться вопрос, кто выйдет на финишную прямую в гонке за президентское кресло. В этот вторник пройдут очередные предварительные выборы, на которых в далекой стране на другом континенте будут намечены тенденции для внутрипартийных съездов.

Эти тенденции найдут свое отражение летом, когда решающее слово скажут делегаты внутрипартийных съездов. Но окончательное решение будет приниматься уже 4 ноября этого года.

Несмотря на это, "супервторник" воспринимается остальным миром как судьбоносный момент. Всем известны имена кандидатов, все болеют за Америку. В Германии многие знакомы с выборными механизмами в США даже лучше, чем с особенностями выборов в местный ландтаг и их последствиями для будущего Германии.

Всеобщее ощущение того, что выборы в Америке касаются не только американцев, в определенном смысле оправданно. Любое решение Белого дома в сфере внешней политики и экономики, а зачастую и во внутренней политике имеет последствия для всего мира. Если, к примеру, США отказываются подписывать Киотский протокол или международный запрет на противопехотные мины, то ни протокол, ни запрет не могут вступить в действие.

Если американские банки выдают рискованные кредиты, начинает буксовать и европейская конъюнктура. Если США ликвидируют в интернете какую-то базу данных, это имеет последствия для всего мира.

Проекция собственных чаяний

За исключением консервативных израильтян и парочки восточно-европейских государств, весь мир сплоченно болеет за демократов. При этом победа президента от Демократической партии совсем не означает, что Америка будет проводить внешнюю политику, выгодную для остального мира. Конфликт во Вьетнаме при Джоне Ф.Кеннеди стал причиной нового витка напряженности в холодной войне; Джимми Картер со своей доктриной Картера от 1980 года на долгое время превратил Персидский залив в пороховую бочку, а Билл Клинтон в ходе Балканской войны осадил Европу.

А вот Ричард Никсон, напротив, ослабил напряженность в отношениях с коммунистическим Китаем. Рональд Рейган внес значительный вклад в процесс окончания холодной войны, а Джордж Буш-старший справился с кризисом в Персидском заливе в 1990. При этом его сын посадил мировую политику в галошу. Вот и получается, что выборы в США чрезвычайно важны в глобальном масштабе.

С точки зрения внутренней политики демократы выступают за европейский идеал социального общества. Хиллари Клинтон намерена реформировать систему здравоохранения, Барак Обама - снизить расовую напряженность. Это может иметь для остального мира символическое значение. Но именно это делает американских демократов привлекательными для европейцев. Ведь, в конце концов, Америка была и остается проекцией собственно европейских чаяний.

До сих пор Америка - это крупнейший и самый успешный общественный эксперимент всех времен. Америка является единственной страной, национальная идентичность которой определяется не только общей историей и географией, а общими идеалами и мечтами.

Джордж Буш и его администрация поставили под угрозу эти мечты и идеалы. Они превратили американскую утопию в кошмар. Следующий президент должен снова оживить надежду на возрождение старой доброй Америки - но не при помощи символов и жестов, а при помощи реальной политики.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru