Süddeutsche Zeitung | 5 февраля 2008 г.
Отсрочка для мздоимцев
Даниэль Бресслер
Почему в России в настоящее время не ведется следствие против концерна Siemens - и почему это может измениться после прихода к власти преемника Путина Дмитрия Медведева
Дела у концерна Siemens в России шли хорошо. Клиенты из всех уголков огромной страны делали новые заказы. Постоянно появлялись поводы что-то отметить, как, например, 11 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге. Фолькер Юнг, в то время возглавлявший правление концерна, приехал в Петербург, чтобы отпраздновать с местной "знатью" внедрение цифровой телекоммуникационной системы.
"Это позволит компании "Северо-Западный Телеком" заменить и модернизировать устаревшее оборудование", - ликовала в пресс-релизе региональная телекоммуникационная компания. Сегодня же один из крупнейших в мире концернов вынужден делать все, чтобы эти успехи не казались значительными.
Такой ситуация стала после того, как 5-е отделение по уголовным делам земельного суда Мюнхена наложило штраф на сумму в 201 млн евро в связи с тем, что концерн в разных странах, прежде всего в России, давал взятки в крупных размерах. Список незаконных выплат на сегодняшний день находится в открытом доступе.
Для российского правосудия этот список, казалось бы, должен представлять собой кладезь интересной информации. В нем указаны имена тех, кто доставлял деньги, тех, кто их брал, а также суммы взяток. Деньги шли в Хабаровск и Владивосток, что на Дальнем Востоке, а также в Пензу (Волгоградская область) и Петрозаводск на северо-западе страны, где заместитель руководителя местной телекоммуникационной компании, например, 27 августа 2003 года получил ровно 102 400 евро.
Но у российских следователей ни имена, ни цифры интереса не вызвали. В своем письме, адресованном Süddeutschen Zeitung , российская Генеральная прокуратура сообщила, что "Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Российской Федерации не видит оснований для возбуждения уголовного дела в связи с процессом, начатым земельным судом Мюнхена".
Елена Панфилова, глава Transparency International в России, не удивлена подобным бездействием российского правосудия. "Если в Германии есть информация об этом, это не значит, что она существует и для нашей прокуратуры", - объясняет она. "Для начала подобного процесса необходима политическая воля", - подчеркивает Панфилова - а в случае с Siemens ее-то как раз и не хватает.
"Никаких ответных услуг"
Когда речь заходит о коррупции, в России слова, как правило, расходятся с делами. Шеф Кремля Владимир Путин постоянно призывает к борьбе с коррупцией, но итоги его 8-летнего президентства действуют отрезвляюще. Россия, как и в прежние времена, входит в число самых коррумпированных стран; по мнению экспертов, число взяток при Путине даже возросло. По новым статистическим данным Transparency International из области коррупции, Россия делит 143-е место с такими странами, как Того и Гамбия. В прошлом году она занимала 121-е место.
Коррупция приняла в России "огромные масштабы", сетовал недавно первый вице-премьер Дмитрий Медведев, кандидат в президенты, назначенный Путиным в преемники. "Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма", - заявил Медведев, добавив, что ни одна другая европейская страна не может "похвастаться" таким уровнем пренебрежения к праву. После своей победы 2 марта - в которой никто не сомневается - Медведев планирует сделать борьбу с коррупцией "национальным проектом".
Уже одно это заявление будущего президента породило бурную деятельность. Так, в ближайшее время в парламенте будет принят антикоррупционный закон, призванный привести российское законодательство в соответствие с ратифицированным Россией ооновским антикоррупционным соглашением.
Глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что требование Медведева относительно "национального проекта", направленного на борьбу с коррупцией, было встречено с "одобрением". Бастрыкин возглавляет как раз ту группу следователей, которая в деле концерна Siemens до сих пор не усматривала повода к решительным действиям.
Центральный вопрос звучит следующим образом: кому и с какой целью давались взятки? Список взяточников, которым располагает мюнхенская прокуратура, не дает на этот вопрос конкретного ответа и может быть использован только как отправная точка для дальнейших расследований. Это наглядно видно в случае с Петрозаводском. В августе 2003 года руководству местного филиала телекоммуникационной компании North Western Telecom было выплачено в общей сложности 204 800 евро. В октябре того же года в городе было начато использование телефонных установок Siemens. Но взаимосвязь не очевидна.
Два из трех значащихся в мюнхенском списке имен в Петрозаводске неизвестны. Что касается еще одного из "мздоимцев", вероятно, речь идет о заместителе руководителя и коммерческом директоре, занимавшем свой пост в течение многих лет. Директор филиала Сергей Гаврюшев называет "грязью" и "клеветой" все возможные обвинения в адрес заместителя. Этот человек в 2007 году оставил компанию, а потом, по всей видимости, покинул и страну, но, скорее всего, к делу вокруг Siemens это не имеет отношения.
"Он невиновен. Мы его знаем как хорошего специалиста", - заверил Гаврюшев местную газету "Курьер Карелии". Как его сотрудник мог попасть в это список, Гаврюшев не понимает. Его заместитель не мог брать взяток уже потому, что был не в состоянии предложить в ответ никаких услуг. За год до предполагаемой дачи взятки из независимой телефонной компании в Карелии был образован филиал "Северо-Западного Телекома".
Постоянные обвинения в коррупции
"Это делает невозможным принятие решения о покупке оборудования на местном уровне", - уверяет Гаврюшев. Подобные решения принимаются не в Петрозаводске, а в центральном офисе фирмы в Санкт-Петербурге. "В Siemens работают профессионалы, которые знают, к кому нужно обращаться с такими вопросами".
К кому надо в России обращаться, когда речь заходит о телекоммуникациях, понятно. Гигант телекоммуникационного сектора носит название "Связьинвест". В империю "Связьинвеста" входят 7 региональных телекоммуникационных компаний, в том числе и "Северо-Западный Телеком". Главой совета директоров "Связьинвеста" является министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.
Рейман опровергает обвинения в том, что посредством фонда под названием IPOC он является тайным владельцем большей части российского телекоммуникационной промышленности. По всему миру против него выдвигаются обвинения в коррупции - и только российского правосудия Рейману, знакомому с Путиным по Санкт-Петербургу, бояться не приходится.
Елена Панфилова, ведущая борьбу с коррупцией, надеется на нового хозяина Кремля. Вполне возможно, что Медведев нарастит усилия, направленные на борьбу с коррупцией, говорит она. Это может коснуться и дела Siemens. "Если сегодня расследований не проводится, - говорит Панфилова, - это не значит, что и в будущем их не будет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях