The Times | 5 февраля 2008 г.
К чему лебезить перед брутальной, циничной Россией?
Эдвард Лукас
Мы участвуем в новой холодной войне и терпим в ней поражение. Запад должен немедленно дать отпор Кремлю
Шестьдесят лет тому назад "берлинский воздушный мост" заострил внимание на том, как был опасен сталинский Кремль. Сорок лет тому назад советские танки раздавили и "пражскую весну", и последние иллюзии относительно жесткого контроля Кремля над пленными странами. Двадцать лет тому назад мы начали терять бдительность, когда при Михаиле Горбачеве тоталитаризм зачах.
Теперь же настало время признать неудобную правду. Россия вернулась - богатая, могущественная и враждебная. Партнерство уступает место соперничеству, в котором звучат все более враждебные обертоны. Новая холодная война началась - но, как и в 1940-е годы, мы до ужаса медлим, прежде чем ее заметить.
Самым громким сигналом тревоги являются предсказуемые, но озадачивающие президентские выборы, которые пройдут в России 2 марта. Предсказуемые, так как все знают, кто победит - Дмитрий Медведев, типичный юрист, учтивый приспешник Владимира Путина; озадачивающие - поскольку смысл этой победы совершенно неясен. Будет ли Медведев всего лишь марионеткой? Возможно, он добровольно уйдет в отставку, чтобы обеспечить возвращение Путина? Что говорит нам о планах Медведева тот факт, что он некоторое время руководил российским энергетическим гигантом "Газпромом" - одной из самых коррумпированных, некомпетентных и зловещих компаний в мире? Что означает взлет Медведева для кланов мошенников и сотрудников спецслужб, тайная междоусобица которых в последние месяцы столь резко усилилась? Одно время кремленология считалась отжившим искусством, но ныне это бурно развивающаяся и полезная научная дисциплина.
В России политика - это вопрос жизни и смерти. Михаил Ходорковский, когда-то богатейший человек России, держит в тюрьме голодовку протеста против дурного обращения с его помощником Василием Алексаняном. Алексанян заточен в грязной, заплесневелой камере, так как отказывается подписать сфабрикованные показания против Ходорковского. Его пытка судебными органами, в том числе отказ в медицинской помощи, вследствие чего он ослеп, осуждена Европейским судом по правам человека. Когда это читаешь, кажется, что это страница из Достоевского, а не документальное описание условий заключения в стране, которая гипотетически входит в восьмерку самых индустриально-развитых и демократических государств мира.
Большинство россиян не тревожится по этому поводу. Путин чрезвычайно популярен, Медведев тоже. Ходорковский и другие бывшие "олигархи" воспринимаются как презренные символы 1990-х - десятилетия, когда россияне, на их собственный взгляд, были обмануты у себя на родине и подвергались унижениям за границей. Путин принес одновременно стабильность и чувство собственного достоинства. При этом демократия потерпела крах, но большинство россиян выражает согласие с утверждением, что СМИ следует контролировать, а оппозицию - не допускать к соперничеству за власть.
С этими убеждениями не все просто. Отчасти они являются порождением пропаганды, которую проводят СМИ, контролируемые государством. Но в то же время это искреннее воплощение трагических заблуждений и упущенных шансов в ельцинский период, когда цены на нефть были низки и правительства России мыкались с парализующим внешним долгом. Путину везет - в условиях, когда цена барреля нефти приближается к 100 долларам, Россия просто обречена на процветание. Однако сам Путин - тоже порождение 1990-х: безработный бывший шпион, сделавшийся одним из высших чиновников в ельцинском Кремле. Осуждая ту эру, он не упоминает о ее сильных сторонах: свободе прессы, а также экономических реформах типа приватизации и либерализации цен, которые принесли России колоссальную пользу.
Коммунистическая идеология ушла в прошлое, но ее место заняла "суверенная демократия" - крепкий коктейль из самодовольства, национализма и ксенофобии, который подпитывает алчную тягу Кремля к власти за пределами страны. В "колеблющихся государствах" Восточной Европы - Болгарии, Латвии и Молдавии - мы уже терпим поражение в новой холодной войне. В Сербии мы лишь чудом избежали катастрофы. Громадные моторы расширения ЕС и НАТО, после краха коммунистической идеологии привлекшие на нашу орбиту половину континента, заглохли.
Но на кон поставлена не только судьба "отдаленных стран, о которых мы ничего не знаем". Россия играет с Западом в "разделяй и властвуй", беспощадно используя наше демократическое политическое устройство и открытую экономику, чтобы подорвать нашу мощь. Россия нагло наняла Герхарда Шредера, бывшего канцлера Германии, для продвижения своего крупнейшего энергетического проекта - газопровода Nord Stream. Это чрезвычайно дорогостоящий и стратегически сверхважный газопровод, который будет проложен по дну Балтийского моря в обход Польши для доставки газа напрямую в Германию. Подобно богатому и могущественному человеку, впавшему в прискорбную зависимость от героина, Германия подсела на российские энергоносители. Новый газопровод свяжет торговца и "наркомана" напрямую. По тому же пути идут Нидерланды, Италия и Австрия вместо того, чтобы срочно провести диверсификацию, отказавшись от газа в пользу других источников энергии и переключившись на других поставщиков.
Россия запугала и нарядила в намордник Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая теоретически является главным на континенте органом пропаганды демократии и мониторинга выборов. Россия подкупила Совет Европы - говорильню, которая гипотетически должна быть стражем, отстаивающим права человека. Британские консерваторы, заключив странный альянс с путинской партией "Единая Россия", едва не избрали президентом (президентом ПАСЕ) Михаила Маргелова, бывшего сотрудника КГБ, а ныне кремлевского пропагандиста. На своем саммите в Бухаресте в апреле европейские государства-члены НАТО собрались поддаться давлению Кремля и ответить отказом на просьбу Грузии считать ее кандидатом на вступление в альянс. У ЕС не хватает силы воли даже на то, чтобы либерализовать свои внутренние рынки энергоносителей, а тем более на противодействие усилиям Кремля, который бессердечно использует контракты на дешевые энергоносители и выгодные трубопроводы.
Деньги - вот наша величайшая слабость. В годы старой холодной войны деловые отношения с Советским Союзом были редкостью и пробуждали большие подозрения. Ныне банкиры, юристы, консультанты и политтехнологи (и даже, как шепчутся в кулуарах, политики) толпами спешат, чтобы взять 30 рублей-сребренников за оказанные услуги, даже если источник этого заработка вызывает у них затаенное отвращение. Пока это не изменится, у нас едва ли есть шансы на сопротивление Кремлю - и уж тем более на то, чтобы убедить простых россиян, что их коррумпированные, циничные, брутальные и некомпетентные правители - провозвестники не триумфа, но катастрофы.
Эдвард Лукас - автор книги "Новая холодная война: как Кремль угрожает и России, и Западу"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях