The Washington Post | 5 февраля 2008 г.
Русские иконы идут нарасхват
Питер Финн
В ситуации, когда магнаты возвращают национальные богатства, появляются и изготовители подделок
В мае прошлого года Марию Пафити, специалиста по иконам из лондонского аукционного дома Christie's, пригласили дать экспертную оценку нескольким произведениям религиозной живописи на деревянных досках, которые были обнаружены в здании, недавно приобретенном некой английской семьей. Иконы хранились завернутые в целлофан. Новые владельцы здания задумались, сколько эти расписанные доски могут стоить, - если, конечно, они вообще чего-то стоят.
Ответ: стоят иконы очень дорого, особенно если они привлекут внимание российских покупателей, которые щедро тратят деньги, чтобы вернуть в свою страну ее сокровища, оказавшиеся за границей.
Пафити быстро пришла к выводу, что одна из икон является особенно ценной. Написанный в 1894 году образ святого Николая Чудотворца Мирликийского был, что редкость, подписан видным русским иконописцем Михаилом Дикаревым. Кроме того, позолоченную эмалевую ризу для иконы изготовил известный московский мастер Яков Мишуков.
Дополнительную ценность иконе придавала надпись на ее оборотной стороне, гласившая, что икона была вручена последнему русскому царю Николаю II общиной старообрядцев - течения, которое в XVII веке откололось от официальной Русской Православной Церкви из-за изменений, внесенных в церковные обряды.
Как икона попала в Лондон и была там брошена в ничем не примечательном здании, остается загадкой, заметила Пафити.
11 июня прошлого года икона была выставлена на торги. Стартовая цена, установленная Christie's, составляла 20 тыс. фунтов (без малого 40 тыс. долларов) Сначала дело шло медленно, но затем некий нетерпеливый российский покупатель предложил 200 тыс. долларов, а затем два участника торгов - оба россияне, не афишировавшие своих имен - схватились за икону в поединке через посредников, которым отдавали распоряжения по телефону. Наконец, икона была приобретена одним из них за 854 тыс. долларов, что составляет мировой рекорд для икон на аукционах.
Английское семейство остолбенело от приятной неожиданности. Для этих людей, сообщивших в Christie's, что они желают сохранить анонимность, эта колоссальная сумма стала подарком судьбы. "Они просто ушам своим не верили", - сказала Пафити в телефонном интервью из Лондона.
Продажа этой иконы лишний раз подтвердила, что спрос на русские иконы растет астрономическими темпами. Движимые религиозным патриотизмом и поощряемые как Кремлем, так и Русской Православной Церковью, российские магнаты приобретают шедевры, которые были рассеяны по всему миру вследствие хаоса русской революции, бегства за границу противников коммунистов, а также нелегального экспорта произведений искусства, который продолжался и в 1990-е годы включительно.
Россияне тратят сотни миллионов долларов на приобретение всех произведений русского искусства, а не только икон. Дабы способствовать этому процессу, правительство отменило таможенные пошлины на ввоз произведений искусства. Спрос настолько велик, что мошенники иногда выбрасывают на рынок подделки.
В последние годы миллиардер Виктор Вексельберг, нефтяной и металлургический магнат, приобрел за 100 млн долларов коллекцию из 180 яиц работы Фаберже, принадлежавшую Форбсу, и выставил ее в России. В сентябре прошлого года магнат сталелитейной промышленности Алишер Усманов потратил 40 млн долларов на приобретение коллекции покойного виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича и тут же безвозмездно передал ее государству.
По словам Пафити, на аукционах Christie's за иконы и предметы религиозного назначения в прошлом году было выручено 14 млн долларов: для сравнения, в 2005 году эта сумма составляла всего 140 тыс. долларов, причем 70% покупателей - россияне. И Christie's, и Sotheby's сообщают, что годовой товарооборот от продажи произведений русских мастеров исчисляется десятками миллионов долларов.
"В России началась волна патриотизма, - говорит 68-летний Михаил Елизаветин, сделавший состояние в строительной индустрии, а ныне обладающий одной из лучших в России частных коллекций икон. - Люди гордятся тем, что возвращают эти иконы на родину. Я говорю не о спекуляции иконами, а о подлинном чувстве гордости за свою страну. Многие люди реагируют на этот вид искусства искренне, чистосердечно".
Четыре месяца тому назад, сказал Елизаветин в интервью, он заплатил некому частному коллекционеру из Швейцарии без малого 1,5 млн долларов за икону XIV века "Сошествие во ад". Он также сообщил, что полгода назад купил в Берлине целое частное собрание - 110 икон - за "много миллионов", как он выразился.
Цены на иконы год от года удваиваются и утраиваются.
"Это просто фантастика", - говорит Владимир Студеникин, московский антиквар, регулярно посещающий Лондон для участия в аукционах как в собственных интересах, так и в качестве представителя российских частных покупателей.
Бум на этом рынке также породил множество умелых изготовителей подделок, которые ретушируют примитивные по манере живописи, но старинные иконы, придавая им сходство с шедеврами. Дело усложняет тот факт, что некоторые иконы, которые кажутся древними, - это подделки, изготовленные на рубеже XIX-XX веков, когда такой вид мошенничества на черном рынке тоже процветал. По словам искусствоведов, отличить подделку XIX века от оригинала XIV века порой бывает крайне сложно.
Для некоторых россиян иконы, особенно написанные до начала XVII века и не испытавшие на себе влияния западных мотивов, являются самой подлинной формой русского искусства. Также особенно ценятся иконы, написанные по заказу последних царей и их семей. Владение такими иконами отлично гармонирует с обновленными националистическими настроениями и склонностью отождествлять себя с религией, которые свойственны элите в путинской России.
"Икона - самое ясное выражение души Древней Руси, - говорит Надежда Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. - Это замечательно, что наши бизнесмены возвращают в Отечество наши богатства".
Михаил Абрамов, тоже строительный магнат, говорит, что религиозность проснулась в нем три года тому назад, когда ему исполнилось 40 лет и он сколотил свое состояние. Он начал коллекционировать иконы вначале для того, чтобы держать их у себя дома. Два года назад, когда в собрании насчитывалось без малого 400 икон, Абрамов открыл частный музей - сегодня это распространенный шаг среди российских магнатов (Елизаветин также планирует открыть частный музей для экспонирования своего собрания).
"Мне делают массу предложений, но я считаю, что не имею права их продавать, - сказал Абрамов. - Они принадлежат России".
В марте Третьяковская галерея проведет выставку собраний Елизаветина и Абрамова. Она будет называться "Возвращенные сокровища".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях