International Herald Tribune | 5 января 2001 г.
Год Путина - год перемен к лучшему и худшему
Уильям Пфафф
Меньше года назад произошло то, что вполне можно назвать государственным переворотом, совершенным с согласия общества, и Владимир Путин стал президентом России. Общенародное голосование, произошедшее после кампании манипулирования общественным мнением, которая велась на фоне политически мотивированной, с точки зрения большинства жителей, войны с чеченскими националистами, утвердило предложенную кандидатуру.
Нынешний год Россия начала в условиях незаконченной чеченской войны, улучшившегося экономического положения (за счет высоких цен на экспортные энергоносители) и несущественных достижений в сфере обещанных реформ государственной структуры, банковского сектора, законодательства о внешних инвестициях и армии. Была проведена финансовая реформа. Страна получила плоскую шкалу подоходного налога со ставкой в 13%. Это было сделано с целью увеличить собираемость налогов и повысить доходы государства.
Так называемым олигархам удалось сохранить свое влияние, давление испытали лишь Борис Березовский и Владимир Гусинский - правительство хочет ограничить влияние их телеканалов и печатных изданий. У этих бизнесменов есть вторые гражданства и вид на жительство за границей. В декабре правительство выдало международный ордер на арест Гусинского, но московский суд постановил снять с него обвинения. Власть олигархов, большинство из которых - евреи, держится под контролем при помощи непрямой официальной эксплуатации печальных российских традиций антисемитизма. Российский Еврейский Конгресс, президентом которого является Гусинский, выступил с критикой по поводу "молчания и безразличия" Путина в связи с происходящим.
Олигархи получили контроль над ключевыми секторами экономики после фальсифицированной распродажи государственных активов, проведенной при поддержке Государственного казначейства США и МВФ, которые действовали на основании непроверенного и опасного убеждения в том, что шоковая терапия приватизации государственных активов автоматически приведет к возникновению инфраструктуры современного капитализма. На самом деле, распродажа привела к разграблению российских активов и вывозу средств за рубеж, в основном, похоже, через банки США.
В 1999 г. практически никому неизвестный Путин стал кандидатом в президенты, потому что Борису Ельцину был нужен человек, который бы защитил его и близких к нему людей от наказания за коррупцию. Олигархи нуждались в точно такой же защите. Кроме того, они хотели быть уверенными в том, что их не лишат контроля над прибыльными секторами экономики. Все сошлись на Путине. Энергичная война, развязанная им в должности премьер-министра против чеченских сепаратистов и тех, кого назвали их террористическими агентами в Москве, контрастировала с беспомощными действиями больного алкоголика Ельцина. На деньги олигархов было создано политическое движение - партия "Единство" - призванное поддерживать Путина. Население избрало его президентом, потому что он обещал восстановить как репутацию России за рубежом, так и чувство самоуважения внутри страны, а также установить "диктатуру закона". Он воспользовался позициями, которые Россия занимает в качестве экcпортера энергоресурсов, чтобы противостоять желанию Грузии и Украины стать более независимыми и чтобы занять господствующее положение в странах ближнего российского зарубежья, бывших республиках СССР.
Пока ему успешно удается противостоять попыткам иностранных государств разрушить монополию России на экспорт среднеазиатской и каспийской нефти. Планы иностранных государств (спонсируемые, в основном, США) по строительству трубопроводов в обход России, похоже, срываются, а сотрудничество России с итальянским газовым гигантом ENI по созданию экспортного маршрута для российского природного газа по дну Черного моря и через Турцию успешно развивается. Этот план имеет политические преимущества, поскольку с его помощью можно лишить чеченцев поддержки Турции.
В стране процветает внутриполитический надзор, усиливается аппарат службы безопасности. Российская дипломатия выступает за создание "энергетического партнерства" с Европейским Союзом и призывает Китай и Индию присоединиться к России и вместе противостоять планам США по расширению своего влияния. Россия восстанавливает свои позиции на рынке экспорта высоких технологий и вооружений высокого уровня сложности. Коммунистическую партию почти все это вполне устраивает, поэтому Путин имеет под собой твердую парламентскую базу. Он дал населению ощущение порядка, власти и улучшения позиций страны за рубежом, т.е. то, что оно требовало от президента.
Успехи пока достаточно ограничены, удовлетворение населения в первую очередь зависит от высоких мировых цен на экспортные энергоносители. Можно ли здесь усмотреть угрозу для других государств? Первый приходящий в голову ответ - "нет". Более осторожный - "пока нет". А самый разумный, скорее всего - "нет в течение очень долгого времени, если даже когда-нибудь она появится". Хаос и нищета, в которую погрузилась Россия после развала коммунизма, в частности, благодаря советам Запада, неминуемо должны были привести к подобным последствиям. Вашингтон и остальной мир не хотели создавать авторитарную Россию. Хотя именно этому способствовало западное вмешательство. Могло быть и хуже.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях