New Scientist | 5 января 2003 г.
Культура орангутанов
Наташа Макдауэлл
У орангутанов имеется культура. Это выяснилось в ходе исследования, обобщившего результаты 10 лет наблюдений. Следовательно, история человеческой культуры еще древней, чем предполагалось ранее.
Международная команда ученых, возглавляемая Карелом ван Шейком из из Duke University (США), обнаружила 24 модели поведения орангутанов, передаваемые путем имитации и являющиеся показателем культуры. Это позволяет отнести возникновение культурного поведения на 14 миллионов лет назад, когда орангутаны сформировались как вид ? в отличие от своих предков, более примитивных приматов.
Один из примеров подобного поведения ? использование орангутанами листьев в качестве салфеток или защитных перчаток.
Есть модели практического характера, например, когда с помощью палки сбивают насекомых с дерева, есть и такие, что являются исключительно забавой. Некоторые орангутаны сдувают с ладони "ягоды", укладываясь спать: эквивалент нашего "Спокойной ночи!". Другие занимаются спортом: как с горки, съезжают с засохших деревьев, в последний момент хватаясь за ближайшие ветви.
Тот факт, что некоторые орангутаны пользуются орудиями труда, тогда как другие - нет, и послужил поводом для поиска проявлений культуры. Однако ученые не были уверены в результате. "Мы даже растерялись, когда поняли, что следует из наших данных", - говорит ван Шейк.
Эта работа явилась продолжением предыдущей, анализировавшей наличие навыков культуры у шимпанзе (Nature, vol 399, p 682), которая также потребовала десятилетних усилий. Тогда было выявлено 39 парадигм культурного поведения, и с тех пор культура приматов стала исчисляться семью миллионами лет.
Ученые высказывают гипотезу, что навыки культуры возникли еще до того, как пути шимпанзе, орангутана и хомо сапиенс разошлись, поскольку маловероятно, чтобы они появились трижды раздельно.
Орангутаны менее других крупных обезьян близки человеку, поэтому, если происхождение человеческой культуры отнести еще дальше во времени, ученым придется заняться другими приматами, например мартышками, а может быть, даже китами или дельфинами, говорит Эндрю Уайтен из университета св.Эндрю (Великобритания), руководитель исследования поведения шимпанзе.
Некоторые работы позволяют предположить, что киты и дельфины - общественные животные, обладающие большим мозгом и занимающие иные экологические ниши, - могут демонстрировать культурное поведение.
Культура требует обширных социальных контактов, чтобы манеры поведения передавались из поколения в поколение. Но в отличие от более общительных шимпанзе орангутаны чаще стремятся к одиночеству.
Впрочем, некоторые популяции орангутанов демонстрируют больший уровень социализации, и именно в этих группах можно наблюдать выделенные исследованием парадигмы поведения, чем еще весомей подтверждается их принадлежность к культуре.
Была еще одна оговорка: разница в поведении может объясняться всего лишь тем, что обезьяны адаптируются к различной среде обитания. Однако особенности, наблюдаемые исследователями, разнились от региона к региону и не зависели от среды обитания. "Следовательно, мы имеем дело с культурой, а не артефактом экологии", - говорит ван Шейк.
Уяснив себе, как похожи проявления культуры шимпанзе и орангутанов, утверждает ученый, мы можем взглянуть на то, чем они отличаются от культуры человека, и спросить себя, в чем причина различий.
Однако в настоящее время обезьяны находятся на грани уничтожения. Некоторые из ареалов, включенные в исследование, уже исчезли из-за незаконной вырубки леса. "Нам приходится бежать наперегонки со временем", - говорит ван Шейк.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях