New York Post | 5 июля 2004 г.
Русские видят в Ираке собственное отражение
Сабрина Таверниз
Для большинства жителей Нью-Йорка оккупированный Америкой Ирак - это что-то очень далекое. Но есть небольшая группа американцев, которым разговор о строительстве демократии в разрушенной стране, очень знаком.
Это те, кто недавно эмигрировал из России.
Взгляните на их недавнюю историю. Когда в 1991 году Советский Союз распался, новое правительство России под руководством Америки энергично принялось за разрушение тоталитарной системы. Они заново переписали законы, государственную собственность передали в частные руки и стали ждать, когда придет черед демократии.
А он все не приходил.
Вместо этого новые свободы и стремление к переменам вызвали политический и экономический хаос, от которого люди, с которыми мы беседовали при подготовке этой статьи, и бежали в Америку.
Виктор Лушин, ведущий на русскоязычной радиостанции в Бруклине, слышал высказывания многих американцев на тему Ирака. Суммируя их, можно так высказать их общее мнение: "Теперь люди наконец свободны. Дайте им немного денег, примите пару законов, и вы получите демократию". Для него все это звучит в точности как мнение американцев о России после распада СССР.
"Но свобода - это хитрая штука", - говорит Лушин.
Первые дни после падения коммунистического режима отличались исключительно оптимистичными настроениями. "Было такое ощущение, что еще три месяца, и Россия станет Великобританией", - говорит Ян Визенберг, режиссер и тележурналист, ставший гражданином Америки в мае.
Но оказалось, что перенос демократии в западном стиле не так прост, как казалось. Милиционеры и судьи, привыкшие служить советским лидерам, легко попадали во власть политиков и бизнесменов. Инфляция разрасталась. Зарплаты падали. Новостные средства информации раскупали и использовали богатые бизнесмены.
Слово "демократия" начинало превращаться в ругательство.
Судебная система отличалась исключительной податливостью. Необходимость маневрирования в юридических вопросах удручала иностранцев, но для русских это было в порядке вещей. За долгие годы русские привыкли всячески изворачиваться, чтобы справиться с противоречивыми законами и непредсказуемой правоохранительной системой.
Несмотря на неудачу в переносе американской системы на российскую почву, русские американцы, с которыми мы беседовали, благодарны Америке за новые возможности и восхищаются демократической системой своей новой родины.
Правда, многие из недавних иммигрантов смотрят на Америку более скептично. Юлия Флоринская, приехавшая в Америку подростком в начале 1990-х, говорит, что ценит стабильность американской жизни и уверенность, которую она дает. Однако, по ее словам, сами американцы часто очень поверхностно понимают собственную систему. Америке, говорит она, в многом повезло с историей, культурой и традициями.
"Их демократия - это свобода слова, - говорит Флоринская. - Это когда Майкл Мур может взять и высмеять Буша".
Большинство иммигрантов, с которыми мы говорили, считают, что ситуация в России постепенно улучшается.
Многие вообще думают, что время решит проблемы России и Ирака.
"Постепенно жизнь в Ираке изменится, но не потому, что туда пришли американцы, - говорит режиссер Визинберг. - Иракцы сами пройдут через все необходимые исторические процессы".
Лев Арон, автор биографии Ельцина и политолог института American Enterprise Institute, считает, что в России наблюдается определенный прогресс. Однако он замечает, что западные политики ожидают слишком многого и слишком быстро. "Мы все думали, что это будет легко, - говорит он. - Но мы обнаружили, что свобода - это еще не демократия".
"Построить демократию оказалось трудно, потому что это шло вразрез с тем, что происходило в предыдущие 75 лет. А может, даже и в предыдущие 400".
"А историю, - добавляет он, - нельзя просто перемотать вперед в ускоренном режиме".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях