Le Monde | 5 июля 2005 г.
Накануне саммита "восьмерки" Ширак и Шредер поддержали Путина
Мадлен Ватель
Они не будут вместе париться в сауне, которую так любил Борис Ельцин, обещавший в свое время, что "большая европейская тройка" будет иметь "мировой резонанс". Однако Владимир Путин, Жак Ширак и Герхард Шредер продолжают инициативу, выдвинутую в 1998 году бывшим российским президентом. "Необходимо, чтобы Европейский союз и Россия имели очень прочные отношения братства и солидарности", - подчеркнул в воскресенье 3 июня французский президент, убежденный в необходимости стратегического партнерства с Россией.
Собравшиеся на берегу Балтийского моря в городе Светлогорске, в 70 км от Калининграда, три руководителя продемонстрировали единство. На этом единстве кризис, вызванный неприятием Европейской конституции, никак не отразился - "потому что эти отношения естественны и необходимы", как сказал Жак Ширак.
Они тем более являются таковыми накануне саммита "большой восьмерки", на котором все три лидера должны присутствовать. Между тем предстоящее присутствие на нем Владимира Путина вызвало критику, в частности со стороны ряда американских конгрессменов, которые потребовали исключения России.
На праздновании 750-летия Кенингсбега-Калининграда г-да Шредер и Ширак встали на сторону Кремля в его полемике с Польшей и Литвой - двумя новыми членами ЕС. Руководители соседних стран, которых не пригласили на это мероприятие, выразили протест. "Я не думаю, что кто-то должен здесь что-то комментировать", - заявил Ширак, а Шредер вообще отказался что-либо говорить по данному поводу. Ни один из них не прокомментировал высказывание г-на Путина, который назвал "абсолютно неприемлемыми" территориальные претензии к России, предъявленные парламентом Эстонии.
Общие позиции. Франция, Германия и Россия, которые находились в оппозиции Соединенным Штатам в начале войны в Ираке, заявили об общности своего подхода к ряду проблем. Коснувшись реформирования ООН и расширения Совета Безопасности, г-н Путин "поддержал" кандидатуру Германии в качестве кандидата на место постоянного члена СБ.
Франция и Германия выразили удовлетворение по поводу "активной роли России" в вопросе об иранской ядерной программе. Москва ожидает от Тегерана использования урана исключительно в мирных целях. На встрече с г-ном Путиным г-да Шредер и Ширак не подтвердили позицию ЕС, который требует окончательного отказа иранцев от ядерной программы как гарантии того, что в стране не будет создано ядерное оружие. Пользуясь теми же формулировками, что и русские, французский и германский лидеры не стали обижать Россию, которая строит в Бушере первый иранский атомный реактор. "Мы одобряем ее политику в отношении Ирана", - заявил г-н Ширак.
Поддержанная Парижем и Берлином, Россия может более спокойно готовиться к выполнению функций председателя G8 - на очередные шесть месяцев она займет это место в 2006 году, придя на смену Соединенному Королевству. Притом что одна пятая российского населения живет за чертой бедности, наблюдаются отступления от демократии и вездесущая коррупция, Россия совершенно не отвечает критериям членства в "большой восьмерке", в которую она была поэтапно принята в 90-е годы. А тем более - критериям председательства в этой организации.
"Большая восьмерка" так же сильно нуждается в России, как Россия нуждается в "большой восьмерке", - настаивает, однако, помощник Владимира Путина Игорь Шувалов, который сменил в этой должности Андрея Илларионова, неожиданно отправленного в отставку в январе после того, как он подверг власть критике за авторитарный уклон.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях