La Repubblica | 5 июля 2005 г.
Сражение за Олимпийские игры: Хосе Луис Сапатеро, Владимир Путин и Кондолиза Райс
Эмануэла Аудизио
На мировой арене - пять городов. Они готовы защищаться, атаковать, демонстрировать достоинства. Пять столиц: Париж, Нью-Йорк, Москва, Лондон, Мадрид. Все они являются крупнейшими городами и готовы взять на себя ответственность за проведение Игр 2012 года. И заявить: я победил. Завтра на арене сойдутся пять правительств - будто перешагнув из "большой восьмерки" в "большую пятерку".
Ведущие державы охвачены стремлением взять реванш - в больших и малых вопросах политики, ЕС и прочих сферах. В вопросах, из-за которых становятся врагами - например, если Шираку удастся нанести поражение Блэру, Сапатеро - испортить день рождения Буша (6 июля), а Москве - финишировать раньше Нью-Йорка. Если бы здесь оказался Зорро - можно было бы помечтать о том, что спорт способен принимать решения сам, без "крестных отцов" и хозяев. Однако здесь собрались все: Ширак, Блэр, Сапатеро, Хиллари Клинтон, королева София (испанская королева, супруга Хуана Карлоса. - Прим. ред.) и российский премьер Михаил Фрадков. Да, все здесь. Мэру Нью-Йорка Блумбергу остается лишь развести руки и извиниться: "Нет, Буш не приедет, у него много дел, разве Хиллари недостаточно?"
Допустим, вы захотели воспользоваться лифтом. Увы, ничего не получится, придется подождать минут 40, потому что поднимается Блэр, еще 40 минут - ради королевы Софии, потом - ради госпожи Клинтон, потом - ради Ширака, потом следует дождаться других - ведь для преодоления 70 этажей пешком требовалось бы присутствие поистине олимпийского духа.
Стоит сказать и о телефонных звонках: если представляют интерес 5 минут с господином Блэром, то, может быть, вы хотите, чтобы он объяснил вам, как можно устроить Игры в Лондоне в 2012 году? Нет, спасибо, в следующий раз? Но Блэр говорит умные вещи: "Спорт - наследие многих рас, мы оставляем его будущим поколениям, это не традиция наследования". На самом же деле Лондон выдвигает блондина Дэвида Бекхэма против чернокожего Мохаммеда Али. Но этого мало для удовлетворения националистических настроений. Испанец Рауль, футболист "Реала", приехал в Сингапур и заявил: "Как это можно - Бекхэм хочет, чтобы Игры прошли в Лондоне, а сам переехал в Мадрид? Значит, у нас жить лучше?"
Между Парижем и Лондоном чуть не возник дипломатический инцидент, когда австралиец, поддерживающий кандидатуру Лондона, заявил, что Stade de France (парижский стадион, построенный в 1998 году для проведения Кубка мира по футболу. - Прим. ред.) не приспособлен для проведения атлетических соревнований. Франция потребовала вмешательства цензуры со стороны МОК.
Когда-то Игры пропагандировали спорт на различных континентах, выбор городов, где они должны были проходить, носил чисто сентиментальный характер: Игры проводились там, где Олимпиады больше любили, где было больше публики, где их желали принять. Не всегда выбор был правильным, он вызывал дискуссии, волнения, протесты. Мехико, Монако, Сеул... Но теперь председатель МОК, бельгиец Жак Рогге, представ перед телекамерами после того, как над его лицом поработал гример, начал пресс-конференцию так: "Бизнес, как всегда...".
Да, дела Международного олимпийского комитета и правда идут хорошо, как всегда: маркетинг - отличный, столь же успешна продажа прав на трансляцию - уже обсуждается контракт на 2010 и 2012 годы на 3,5 млрд долларов. Ходит шутка с фламандской иронией: "МОК побеждает всегда, потому что всегда хорошо зарабатывает". Что это, как не доход с подиума? Вместе с пятью кольцами, проданными спонсорам. Неужели больше нечего заявить? "Естественно, Игры желанны, потому что приносят славу и престиж, помогают больше не быть точкой на карте мира". Даже Москва прославилась: "Да, это так. Впервые у нас пять крупных кандидатов, все равны". Вот так. И маленькое уточнение: "Выбор пал на Пекин по идеологическим соображениям: надо было открывать новый мир. А на этот раз главную роль сыграют организаторские способности". Когда-то спорт помогал не чувствовать себя одинокими, а теперь помогает набивать бумажник.
В электронном голосовании примут участие 116 человек, но их число сократится до 114 (отсутствуют француз и грек), кроме того, следует исключить представителей стран-кандидатов. Следует принять во внимание следующие моменты: Париж и Лондон - самые сильные кандидаты, там Игры не проводились соответственно с 1924 и с 1948 годов; в Москве же Игры прошли в 1980-м, но их бойкотировали. Мадрид и Нью-Йорк впервые стали кандидатами, но Игры уже проходили в Барселоне в 1992 году и в Атланте в 1996-м, сопровождаемые в последнем случае террористической атакой в стиле made in USA.
Сейчас дипломаты действуют следующим образом: Париж рассчитывает на поддержку Рогге, Лондон - на часть арабского мира и шейха Кувейта, Хамада Аль Фахда Аль Сабаха, Мадрид - на бывшего председателя МОК Хуана Антонио Самаранча, Нью-Йорк надеется на азиатский и англосаксонский мир, Москва же чувствует себя немного одинокой.
Американцы и англичане оказались более удачливыми в презентациях, более прагматичными и впечатляющими, но Нью-Йорк отрицает, что его ролик-презентация был отснят Спилбергом. Люк Бессон стал автором парижского сюжета. "Я почувствовал, что это мой долг, и с апреля из-за беспокойства сплю только по пять часов в сутки. Я доверился крупным специалистам, позвал моих ассистентов по "Жанне д'Арк" и "Голубой бездне". Я принимал участие и в подготовке кандидатов, не все привыкли говорить перед микрофоном". Да, рекламные сюжеты не приносят голосов, но очень часто приводят к их потере, потому что всегда есть чудак, который полагает, что владеет иностранными языками, и не обращает внимания на произношение.
Кроме того, у Нью-Йорка есть проблемы со стадионом. По словам Блумберга, "объект будет построен на 600 миллионов долларов, которые выделила New York Mets, одна из городских команд по бейсболу, и если Игры будут проводиться у нас, то потребуется еще 400 миллионов, чтобы превратить его в стадион на 80 тысяч мест".
В результате будет избран один город. Голосование будет тайным, но всегда есть те, кто вносит раскол, делает намеки, жаждет мести. Рогге воздерживается от голосования, четыре представителя Италии поддерживают Мадрид. В случае если из первого тура выйдет Москва, то ее голоса отойдут Парижу, если выйдет Нью-Йорк - это будет на руку Лондону, если Мадрид - этим воспользуется Париж, если Лондон - это удача для Мадрида.
Остается еще 25 голосов, которые надо завоевать. Лидером является Париж, за ним следуют Мадрид и Лондон. Когда-то голоса продавались за фабрику Coca-Cola, за владение сахарным заводом, за университетскую стипендию с гражданством, за специальное лечение за рубежом, за то, чтобы пристроить дочь в престижный оркестр, за поездки, подарки, путешествия и другие экономические блага. Но после скандала 1999 года МОК исправился и попытался действовать прозрачно. Что означает: с большей скромностью, но не с большей честностью. О чем свидетельствует инцидент с болгарином Иваном Славковым, который, не подозревая, что его снимает ВВС, заявил о готовности продать свой голос в пользу Лондона.
На пресс-конференции Рогге говорил и о предстоящей зимней Олимпиаде в Турине: "У меня прекрасные известия, там отлично работают". Проблема заключается в том, что 23 февраля будущего года, в разгар Олимпиады, пройдет 1/8 Лиги Чемпионов, вполне возможно, с участием "Ювентуса". Мэр Чампарино обратился в УЭФА с просьбой перенести матчи. Сегодня с Рогге будут обсуждать этот вопрос о переносе футбольных соревнований. Самаранч в Атланте в воскресенье закроет церкви из-за марафона. Члены МОК согласны: Игры - общая религия. Поэтому завтра пять столиц вступят в бой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях