Frankfurter Allgemeine | 5 июля 2006 г.
Русская гора
Клаус-Дитер Франкенбергер
Москва и Запад перед саммитом "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге
Когда четыре года назад в Канаде встречались главы государств и правительств стран "большой восьмерки", они смотрели на отношения с Россией и ее президентом Путиным с безграничным оптимизмом. Они ошибочно полагали, что она идет по верному пути к демократии, плюрализму и рыночной экономике; а в Путине видели постсоветского политика, чью политическую ДНК расшифровал, как ему тогда казалось, американский президент. В нем видели политика энергичного, надежного и демократически мыслящего. Чтобы упрочить партнерство и оказать уважение Путину, свой саммит 2006 года они отдали России: в середине июля Владимир Путин в качестве хозяина встречи примет в Санкт-Петербурге Буша, Блэра, Меркель и Ко. Он будет председательствовать на собрании, которое дает ему возможность всесторонне продемонстрировать свои достоинства и красиво объявить о возвращении России на мировую арену в качестве сверхдержавы. Некоторых гостей это не только не обрадует, но еще и усилит их сомнения.
Ведь после импульса, полученного в канадском Кананаскисе, отношения между Россией и Западом развивались не столь радужно, как это было предусмотрено оптимистическим сценарием. Причина, в первую очередь, заключается в политике Путина: в реставрации кремлевской власти, в управляемой демократии, в дефедерализации, в опеке над общественными организациями, в попытках (снова) подчинить контролю и воле Москвы постсоветские государства, что оправдывается требованиями энергетической и политической безопасности - одном словом, причина - во вновь нарастающем отдалении от Запада.
Соединенные Штаты более других обращают внимание на это отчуждение и ответственность за него возложили на Путина. На мюнхенской конференции по безопасности, которая прошла в начале февраля, сенатор-республиканец Маккейн прямо-таки напугал европейскую публику пессимистическим взглядом - распространенным в американском конгрессе - на отношения России с Западом, кульминацией чего стал намек на возможность отстранения России от председательства в "большой восьмерке". Этого не случится; ущерб от такого шага был бы огромным, он только ускорит отчуждение. Какое внимание правительство Буша уделяет "блюзу Путина", становится ясным из речи вице-президента Чейни, которую он произнес в начале мая в Вильнюсе: он заклеймил позором тех, кто хочет свести на нет успехи прошлого десятилетия во внутренней политике и добиваться своих целей путем шантажа и запугивания соседей. Чейни - впервые - говорил о России как возможном стратегическом партнере, которым она только может стать и то при условии, что она будет разделять стратегические ценности западного содружества. В Москве стиль, содержание и место выступления Чейни были расценены как провокация. Даже если недавно госсекретарь Райс выражалась крайне умеренно - не случайно в контексте Ирана, - все же приходится констатировать новую напряженность в американо-российских отношениях. Вопрос в том, разрешится ли эта напряженность ко всеобщему удовлетворению в Санкт-Петербурге и будут ли там открыто, но политически плодотворно обсуждаться противоречия и расхождения во взглядах. Или здесь просто отметят понижение температуры, а на первое место выйдет видимость.
Под эгидой тройственной комиссии бывший заместитель американского госсекретаря министр иностранных дел Строуб Тэлботт и бывшие британский и японский дипломаты Родерик Лайн и Кодзи Ватанабэ составили доклад, который читается как масштабная хроника охлаждения отношений и делает проблематичным участие России в G8. При этом тон доклада не скатывается в резкую риторику, в нем также не ставится цель отказаться от тесного партнерства. В любом случае, в своем докладе Engaging with Russia - the Next Phase авторы настаивают на том, что идея партнерства требует определенной меры доверия и совпадения ценностей, которых на данный момент не наблюдается. Поэтому они говорят об утилитарном сотрудничестве (practical engagement); на стратегическое партнерство - выражение, коим многие политики и представители экономики Германии уже сейчас хотели бы обозначить российско-германские отношения, - остается, в лучшем случае, надеяться. Авторы доклада считают "стратегическое партнерство" слоганом, который сегодня вводит людей в заблуждение и дискредитирует собственные ценности. Тэлботт, Лайн и Ватанабэ предостерегают от отказа от собственных демократических ценностей, но одновременно призывают к большему реализму в обращении с центром бывшей империи. Запад, пишут они, заинтересован в сильной, стабильной и демократической России, а вовсе не в новом витке политики сдерживания. Россия должна преодолеть свою паранойю, порожденную холодной войной, и перестать считать, будто Запад затевает в отношении Москвы что-то недоброе. Россия должна рассматривать отношения Запада с государствами постсоветского пространства вне рамок псевдопаритета: главной целью Запада является стабилизация на территориях, граничащих с Россией.
Некоторые рекомендации, содержащиеся в докладе, обращены как к Москве, так и к Западу - не в последнюю очередь к Америке: например, российскому давлению на Украину следует оказывать противодействие - нельзя играть в геостратегические игры, не считаясь с украинцами. Или другой пример: Россия не должна покушаться на территориальную целостность Грузии - но одновременно нельзя подпитывать грузинские иллюзии о членстве в ЕС и/или НАТО, а от авторитарно управляемых среднеазиатских государств не следует ожидать превращения в недалеком будущем в демократические страны западного образца. Европейско-российская энергетическая взаимозависимость в докладе приветствуется - до тех пор, пока она базируется на рыночных отношениях, прозрачности и открытости. Авторы критически относятся к включению России в круг ключевых западных демократических и рыночных стран: Россия не является ни демократической, ни рыночной страной. Но поскольку ее членство в этом кругу является данностью, нужно побудить Путина вернуться на путь реформ - не дав ему возможности представить саммит таким образом, будто его "партнеры" поставили его политике наивысшую оценку. Поскольку авторы, очевидно, не убеждены в том, что этот дипломатический фокус удастся, они смотрят вперед: на председательство Германии в "большой восьмерке" в будущем году и на канцлера Ангелу Меркель. Они верят, что, скорее всего, именно у нее получится "редемократизировать" Путина. Ожидания, обращенные на двойное председательство Берлина - в ЕС и в "большой восьмерке", громоздятся уже сейчас и со временем все больше напоминают гору. Что же касается русской горы, то, как говорят сами авторы, вскарабкаться на нее - это задача для нескольких поколений.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях