Corriere della Sera | 5 июля 2011 г.
Последний полет шаттла Atlantis. Для Запада это конец эпохи
Джованни Капрара
С последним полетом космического челнока закончится целая эпоха, пишет Джованни Капрара в газете Corriere della Sera. "Когда в пятницу Atlantis стартует с мыса Канаверал, закончится эпоха, начавшаяся 30 лет назад, 12 апреля 1981 года. Многие говорят, что на этом завершится космическая эра, потому что исследований, какими они были на протяжении 50 прошедших лет, больше не будет", - пишет издание.
"На несколько десятилетий человек будет ограничен 6 тыс. километров - именно на этой высоте находятся орбиты телекоммуникационных спутников. Америка и Россия в настоящее время формулируют идеи, но не представляют конкретных программ. Президент США Барак Обама, решив завершить полеты челноков и отменить возвращение на Луну, говорит о миссиях на астероиды, в перспективе - на Марс, но призывает лишь к развитию технологий, никак не увязывая их с конкретным планом, как это делал Джон Кеннеди. То были иные времена и иные условия, их невозможно повторить", - пишет корреспондент.
"Чего же не хватает Америке, чтобы возродить дух тех времен? Астронавт Чарли Дьюк уверен: не хватает "Кеннеди и Советского Союза", иными словами, фантазера и соперника. Быть может, фантастические идеи стали затухать именно тогда, когда в 1972 году президент Ричард Никсон решил строить флот шаттлов, отвергнув планы по созданию космической станции, колонии на Луне, миссии на Марс. Он выбрал шаттл, поскольку интересы американцев изменились. Шаттл представлял собой революционную модель, первый космический корабль, способный совершать до сотни вылетов в космос с 7 астронавтами на борту и 29 тоннами грузов и возвращаться на землю. Он должен был стоить 5,5 млрд долларов, но, как оказалось, каждый рейс обходился в 500-1000 млн долларов. Шаттл должен был летать каждую неделю, но за 30 лет пять космических кораблей НАСА совершили в общей сложности 135 полетов. В 1986 и 2003 годах катастрофы, приведшие к гибели 14 человек, продемонстрировали сложность космического средства, которое инженеры не в состоянии полностью контролировать", - пишет корреспондент.
"Именно поэтому все последующие проекты, как в США, так и в России, а также в Китае и Индии, связаны с более надежными и менее фантастическими ракетоносителями. Но без космических челноков не были бы реализованы многие научные миссии, самыми важными из которых, вне всякого сомнения, стали запуск, ремонт и модернизация космического телескопа Hubble, который революционизировал астрономию, и создание МКС. Теперь, с завершением полетов шаттлов, США оказываются в щекотливой ситуации: построив космический дом стоимостью 100 млрд долларов, Америка не имеет средств, чтобы добраться до него. Придется просить бывших соперников, русских, доставлять на МКС своих астронавтов и платить за каждого 62 млн долларов. До 2015 года, и это в лучшем случае, ни один американский частный, на чем настаивал Барак Обама, космический корабль не будет в состоянии летать", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях