Статьи по дате

The New York Times | 5 июня 2002 г.

Мальчик-сикх с маленьким кинжалом устроил крупный переполох

Клиффорд Краусс

Канада гордится своей репутацией одного из самых гостеприимных по отношению к иммигрантам государств мира. В некоторых крупных ее городах лица, родившиеся за рубежом, составляют более трети населения - и это не создает никаких политических проблем.

Но Гурбай Сингх, двенадцатилетний сикх, эмигрировавший из небольшой деревушки в Пенджабе, узнал, что и у канадской терпимости есть границы. Он понял это в ноябре прошлого года, когда играл в баскетбол во дворе своей школы.

В какой-то момент его кирпан - церемониальный кривой кинжал, с которым мужчины-сикхи не имеют права расставаться даже во сне - выскочил из ножен и упал на землю. Родители других детей увидели десятисантиметровое лезвие и уведомили директора школы.

Гурбая вызвали к директору, который приказал мальчику отдать кирпан.

Гурбай сказал, что он не расставался с кирпаном с пятилетнего возраста. Сикхи верят, что этот кинжал символизирует независимость мужчины и напоминает о необходимости помогать тем, кто попал в беду.

Гурбай не отдал нож и пошел домой.

После этого начались судебные тяжбы, в которые оказались втянуты жители рабочего района города Лясалль. Процесс показал, каковы истинные пределы религиозной свободы в этом многонациональном обществе.

Гурбай делал то, к чему его призывала совесть, но в результате ему пришлось пропустить несколько месяцев занятий. Он стал своего рода знаменитостью как здесь, так и в Индии. Его поступок месяцами обсуждался на радио. Местные газеты, как франко-, так и англоязычные устроили яростную пикировку на тему о правах меньшиств.

Дело рассматривалось в суде. Высший суд постановил, что Гурбай имеет право носить нож в школе в безопасных деревянных ножнах, спрятанных под рубашкой. В конце мая власти Квебека сказали, что подадут апелляцию.

"Мы должны обеспечивать безопасность в школах, - заявил министр юстиции Квебека Поль Беген, - а это означает полный запрет на ношение ножей".

Гурбай и его семья сказали, что в случае необходимости они тоже готовы обратиться в Верховный суд, а если проиграют, то будут вынуждены ехать либо в Онтарио, либо в Британскую Колумбию, где живет много сикхов, и где в школах не запрещены кирпаны.

"Я не могу расстаться с кирпаном, потому что я поклялся всегда носить его с собой, когда меня крестили, - объяснил Гурбай. - Я буду до конца отстаивать свои права".

В апреле, когда суд разрешил Гурбаю вернуться в школу с кирпаном, мальчика встретили десятки разъяренных родителей. Многие в знак протеста несколько дней не пускали своих детей в школу. Гурбая сопровождала полиция, но тем не менее ему пришлось выслушать от взрослых огромное количество расовых оскорблений.

Для двенадцатилетнего мальчика, живущего в незнакомой стране, Гурбай проявляет удивительную стойкость в сложной ситуации. Он широко и приятно улыбается, сосредоточенно морщит лоб, пытаясь найти ответы на вопросы.

Он смог соединить свою родную культуру с канадской. Он играет в баскетбол, сидит в интернете. В его спальне стоит компьютер, а на стенах висят изображения святых сикхских гуру и коллекция кирпанов. В соответствии с религиозными законами он обвязывает волосы платком "паткой", никогда не бреется, не употребляет алкоголя, не есть мясо.

Он сказал, что никогда не ввязывался в драки и что ему в голову не могло бы прийти использовать кирпан в качестве оружия. "Кирпан - это не нож, а религиозный символ".

Защитники Гурбая говорят, что вот уже много лет многие школьники-сикхи в США, Великобритании и Канаде носят кирпаны, и до сих пор не произошло ни одного инцидента.

Руководство школы Св. Катерины Лябур и многие родители придерживаются совсем других взглядов. С их точки зрения, религиозная свобода Гурбая представляет собой потенциальную угрозу.

"Он очень миролюбивый мальчик, но нас беспокоит кинжал, - сказал директор школы Даниэль Декото. - Таким предметам не место в классе".

Пол Надо, менеджер по продажам и отец двоих детей, обучающихся в этой школе, сказал, что десятки других учеников-сикхов в Св. Катерин Лябурн, чтобы выполнить свой религиозный долг, заменяют кирпаны специальными брелками.

"Стоит ли нам разрешать приносить в класс оружие в наше время, когда в школах столько насилия?", - спрашивает он.

По словам Гурбая, совесть не позволяет носить ему подделку.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru