Статьи по дате

The Christian Science Monitor | 5 марта 2001 г.

PR-компания надула российские СМИ

Фред Уэйр

10-11 марта Союз журналистов проведет круглый стол с целью создания внутреннего контрольного органа.

Недавно 13 ведущих российских газет попались на удочку и напечатали специально подкинутую им "заказуху", после чего, по крайней мере некоторые из пристыженных членов российского медиа-сообщества, призвали к немедленным действиям по искоренению коррупции в профессиональной среде.

"Это сигнал тревоги для всех журналистов, - считает Игорь Яковенко, заместитель главы Российского союза журналистов. - Мы должны собраться вместе и научиться контролировать себя самостоятельно, пока государство не вмешалось и не начало делать это за нас".

Бомба взорвалась на прошлой неделе, когда небольшое московское агентство по общественным связям Promaco сообщило о том, что разослало в 21 издание пресс-релиз об открытии магазина "Светофор".

Если бы репортеры выполнили свою главную обязанность и посетили место, о котором они пишут, они бы обнаружили, что по адресу этого магазина в центре Москвы расположен заваленный мусором пустырь. Что касается остальных подробностей пресс-релиза, "известная" компания, построившая магазин, не существует, а "известные канадские и американские фирмы" - фиктивны.

Тринадцать изданий, в том числе некоторые из самых престижных московских ежедневных газет, согласились опубликовать свой вариант пресс-релиза под видом обычных новостей, получив гонорар от $135 до $2000.

Эксперты считают, что количество газет, напечатавших утку - а их больше половины - скорее всего не говорит об истинном размахе проблемы. "Заказуха" - рутинная практика в российских СМИ, - отмечает Андрей Рихтер, директор московского Центра "Право и СМИ". - Теперь у нас есть драматическая иллюстрация. Будем надеяться, что это приведет к изменениям".

Promaco утверждает, что провела эту акцию от отчаяния. "Мы обнаружили, что на российском PR-рынке невозможно конкурировать, соблюдая законы, - говорит директор агентства Кирилл Симонов. - Мы не можем удержать клиентов, если предлагаем им только размещение рекламы, в то время как конкуренты могут написать для них сколько угодно хвалебных статей".

Большинство российских журналистов обучались в советских школах и шли на работу, предполагая, что им скажут, что писать. Но в 1980-х годах коммунист-реформатор Михаил Горбачев начал проводить политику гласности, надеясь, что свободная пресса сможет выявить социальные и политические недостатки и обеспечить реформам общественную поддержку. Журналисты с энтузиазмом превратили бывшие советские СМИ в дикую свалку, что было если не всегда профессионально, то, по крайней мере, интересно. Но в ходе жестких реформ последнего десятилетия большинство СМИ стало политически послушным и продажным.

"Люди будут говорить, что проблема заключается в бедности, но на самом деле, журналисты входят в число наиболее высокооплачиваемых групп населения сегодняшней России, - говорит Леонид Радзиховский, обозреватель ежедневной газеты "Сегодня", не купившейся на утку Promaco. - Я возлагаю вину за это на советские традиции. Журналисты всегда считались частью элиты, но никогда не несли личной ответственности за свою работу: дело не в деньгах, а в морали. Изменения должны начаться внутри нашей профессии".

Некоторые из обманутых газет начали защищаться. Игорь Голембиовский, издатель общенациональной газеты "Новые Известия" назвал акцию Promaco "дешевым рекламным трюком". Под давлением он признал, что Влады Трубкиной, которая якобы написала статью из пятисот слов, опубликованную в рамке, не существует. "Все российские газеты публикуют рекламную информацию помимо простых рекламных объявлений", - заявил он.

Из пяти газет, с которыми мы связались при подготовке этой статьи, лишь в одной нам дали возможность поговорить с реальным человеком, именем которого была подписана статья о "Светофоре". Алексей Кубасов, компьютерщик, работающий в газете "Московский комсомолец" заявил, что ничего не знал о публикации статьи, под которой стояло его имя.

Интересно, что акция Promaco разозлила министра печати - представителя органа, в обязанности которого входит контроль за исполнением законов и этических стандартов в СМИ. "Ничего положительного такими эффектами они не добились, - сказал пресс-секретарь министерства Юрий Акимшин. - Большинство российских СМИ находятся на грани банкротства, и пока развивается рекламный рынок, решить эту проблему будет невозможно".

Некоторые критики утверждают, что российское государство не заинтересовано в проведении реформ. "Слабые и зависимые СМИ - это сговорчивые СМИ", - считает Яковенко.

Союз журналистов, насчитывающий 70 000 членов, пригласил все ведущие российские СМИ на круглый стол, который состоится 10-11 марта. Союз надеется, что ему удастся создать внутренний контрольный орган. "Нам немедленно надо создать моральный кодекс для нашей профессии и найти способы проводить его в жизнь", - считает Яковенко.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru