The Telegraph | 5 марта 2001 г.
Террор советского типа не дает покоя СМИ
Анне Аппельбаум
Усиливающееся давление на СМИ со стороны президента Путина грозит покончить с единственным в стране частным телеканалом.
По любым меркам НТВ - единственный оставшийся в стране частный телеканал - находится в особом положении. Его главный акционер Владимир Гусинский уехал из страны после того, как его один раз арестовали. Его собственность поставлена под сомнение. Его банковские счета были безо всяких объяснений заморожены. В офисах его компании "Медиа-МОСТ" вооруженные налоговые полицейский провели обыск.
Безусловно, многие журналисты "Медиа-МОСТа" - в состав группы входят газеты, журналы и единственная в столице независимая радиостанция "Эхо Москвы" - подверглись различного рода преследованиям. Иногда им отказывали в присутствии на правительственных пресс-конференциях; иногда они получали непрошенные приглашения со стороны государственных медиа-групп - как их домашние телефоны становились им известны, остается загадкой. Переход компании под контроль государства теперь считается делом времени.
Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов рассказывает, что на недавней встрече с журналистами "Медиа-МОСТа" президент Владимир Путин заявил следующее: "Ваша задача - поддерживать государство". Венедиктов потрясен глубоко советским мировоззрением российского лидера. "Я сказал ему, что мы не инструмент в руках государства, - отметил главный редактор. - Он не понял, о чем я веду речь. Он думает, что есть государственная пресса, и есть антигосударственная. Он действительно не понимает, что пресса может играть независимую роль в гражданском обществе."
И он, видимо, не один такой. В последнее время сага об НТВ, в центре которой находятся несколько видных персонажей - по неподтвержденным сведениям, американский магнат Тед Тернер ведет переговоры о покупке спорных акций "Медиа-МОСТа" - привлекла к себе большое внимание.
С одной стороны, генеральный директор НТВ Евгений Киселев публично развернул активную кампанию в защиту независимости своего телеканала. Появлясь в своей еженедельной программе, он зачастую выступает с пространными монологами о свободной прессе.
С другой стороны, высказываются предположения о сомнительном поведении Гусинского, взявшего большие кредиты у "Газпрома" - подконтрольной государству монополии. "Газпром", чьи интересы связаны с интересами Путина, требует возврата денег - желательно в виде контрольного пакета акций "Медиа-МОСТа", что официально положило бы конец независимости НТВ.
Остатки независимой прессы в России уже умерли или умирают; между тем многие все больше опасаются поднимать голос против сильных мира сего. По данным "Фонда защиты гласности", лишь около четверти российских СМИ сейчас номинально находятся в частных руках, и то многие из их владельцев являются бизнесменами, за которыми стоят власти.
К концу года эта цифра, скорее всего, сократится до 5%. По всей России влиятельные региональные лидеры, назначенные Путиным, уже создают медиа-холдинги, которые - среди прочего - получат полный контроль над доступом к рекламе, тем самым фактически покончив даже с ныне существующими полунезависимыми региональными СМИ.
По словам одного из коллег председателя "Фонда защиты гласности" Алексея Симонова, без НТВ страна вскоре может стать похожей на "Россию 70-х". В этом случае небольшая группа диссидентов, с которыми власть будет с трудом мириться, будет противостоять огромной государственной пропагандистской машине. Возможно, не случайно, речь идет о России - не кошмарной сталинской, а о выставленной на посмешище брежневской - в которой вырос Путин, и о которой он с такой ностальгией вспоминает.
Те, кого не удастся задушить в финансовом отношении, могут быть уничтожены другими способами. Так был убит один из журналистов "Новой газеты" - выходящего два раза в неделю в Москве тиражом около 100 000 экземпляров скандального издания. Другой журналист был неожиданно арестован в Чечне ("Новая газета" - одна из немногих газет в России, выступающий против чеченской войны). А еще одного журналиста, Олега Лурье, какие-то головорезы недавно избили до потери сознания. Лурье опубликовал ряд статей о коррупции в высших эшелонах власти и говорит, что будет продолжать этим заниматься.
Тем не менее, главный редактор газеты признает, что даже он "чувствует угрозу" - раньше у него такого ощущения не было. Рекламодатели начали отворачиваться. В прошлом году в газете было проведено почти 30 налоговых проверок, которые теперь превратились в форму государственного запугивания в стране, где законы о налогах столь запутаны и противоречивы, что ни одна компания не может полность их соблюдать.
За пределами Москвы используются более прямолинейные методы. Прошлым летом башкирские власти в течение 9 дней вели осаду единственной в регионе независимой радиостанции, а затем штурмом ее взяли и увели ее сотрудников а наручниках.
"В Москве власти действуют более осторожно", - говорит Алексей Венедиктов. "Путин хочет остаться в клубе мировых лидеров, - отмечает он.- Он хочет сохранить цивилизованный фасад." Вместо заковывания журналистов в наручники преследование, вероятно, примет такие формы, чтобы вызвать как можно меньшую реакцию как в России, так и за рубежом.
Самое странное в попытках покончить с оппозиционными СМИ (и, в конечном счете, с инакомыслием) в России - это удивительное молчание, окружающее весь этот процесс. Лишь небольшая группа интеллектуалов и журналистов выступает против официальной линии. Многие другие, включая большинство журналистов, видимо, разделяют мировоззрение своего президента.
"Общество поддерживает уничтожение НТВ", - говорит Симонов. Многие россияне, как и их президент, - добавляет он, - в "национально-патриотическом настрое" считают, что "оппозиционные" журналисты, особенно те, кто работает на сверхбогатых собственников, по определению работают против интересов нации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях