Stern | 5 марта 2004 г.
Новый российский средний класс обеспечивает бум в автомобильной отрасли
Фридман Колер
В 2003 году для рекордного числа россиян мечта о собственном автомобиле воплотилась в жизнь. Это видно по движению на улицах Москвы. На Новый Год в российской столице были самые страшные в ее истории пробки. Однако все реже люди мечтают о старомодных отечественных "Ладах" и "Волгах". В 2003 году в России было продано свыше 1,2 млн легковых автомобилей на сумму 8,5 млрд долларов. При этом впервые оборот иномарок (4,5 млрд) превысил оборот отечественных машин (4 млрд).
Машины приобретаются главным образом в густонаселенных промышленных районах
Однако Россия по-прежнему моторизована слабее, чем западные страны. На 145 млн граждан приходится 23,2 млн машин. Зато темпы роста, по оценкам правительства, составляют восемь процентов в год. Большая часть автомобилей сосредоточена в густонаселенных промышленных районах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Министр транспорта Сергей Франк полагает, что в 2005 году число автомобилей на тысячу жителей возрастет со 160 до 250.
"На российском рынке и дальше будет продолжаться рост", - ожидает Герхард Хильгерт, руководитель представительства DaimlerChrysler в Москве.
Средний класс обрел покупательную способность
Автомобили давно уже покупают не только новые богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники. Массовые производители устремились на российский рынок. Автобум - так же, как бесчисленные новые магазины и высотные жилые дома в Москве - подтверждает рост среднего класса, который обладает покупательной способностью. В выходные машины в два ряда стоят на кольцевой дороге, потому что новый средний класс едет к торговым центрам Metro, Ikea, Obi или "Ашан".
По данным российского филиала Ford, в 2003 году количество проданных иномарок удвоилось и достигло 215 тыс. Toyota утроила сбыт, доведя его до 25 тыс. машин, и превратилась в ведущего импортера. В связи с падением доллара японские и американские марки машин продавались лучше, чем европейские, пишет интернет-газета NEWSru.com.
Ford Focus - самый популярный западный автомобиль
Самым популярным западным автомобилем был признан Ford Focus, который, однако, производится давно уже не на Западе, а в городе Всеволожск под Санкт-Петербургом. По оценкам российского правительства, производство в России иностранных машин в 2003 году увеличилось в пять раз и составило 50 тыс. штук.
BMW производят в Калининграде, Renault - в Москве, GM совместно с "Ладой" изготавливает джип Chevrolet-Niva. Только благодаря иностранным моделям российские автопроизводители смогли зарегистрировать прирост производства в 2,2 процента, нарастив его до 1,2 млн автомобилей в год.
"Лада" растет медленно
Продажи отечественных марок росли гораздо медленнее, чем рынок. Сбыт ведущего производителя, "Лады", вырос лишь на 3,1 процента, достигнув 720 тыс. машин. "В последнее время цены на "Ладу" выросли, а качество в лучшем случае осталось прежним", - так объясняет эксперт Владимир Сковцов из фирмы BKG плохой результат. Даже средняя цена всего лишь в 5 тысяч долларов на российский автомобиль больше не является убедительным аргументом, добавляет он. Все больше россиян предпочитают покупать надежный иностранный автомобиль в кредит, говорит Сковцов.
Так что автобум продолжается, и в новом, 2004 году в Москве ожидаются новые рекордные пробки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях