Tageszeitung | 5 марта 2004 г.
Мировой рекорд в эксплуатации рабочих
Аннетте Енсен
Перед Олимпиадой Puma, Nike и Adidas находятся в предвкушении больших дел. Однако то, что новая обувь или модные аксессуары поступают на рынок своевременно, объясняется исключительно давлением на поставщиков, утверждают неправительственные организации и профсоюзы.
Годы проведения Олимпийских игр - это хорошие годы для индустрии спорта: прыгающие и бегающие спортсмены побуждают телезрителей покупать новые спортивные шмотки. Так, в этом году из-за Олимпиады индустрия спорта ожидает прирост доходов на 58 млрд долларов по сравнению с 2002 годом.
Между тем британская компания Oxfam призвала Международный олимпийский комитет и такие фирмы, как Puma, Nike и Adidas, работать "чище". Ее кампания называется "Play Fair at the Olympics".
Потому как в то время, как обороты и прибыль компаний постоянно растут, зарплата рабочих снижается. Это доказывает доклад, который вчера опубликовали организаторы кампании. Так, некий производитель спорттоваров из Гондураса сообщает, что за последние три года они были вынуждены снизить отпускные цены на 23%. Долгосрочные контракты стали редкостью. Заказы попадают к самым дешевым и самым быстрым производителям в мире.
Например, Adidas преследует цель сократить время между появлением эскизов и поставкой новой модели на рынок со 120 до 90 дней. Швеи вынуждены работать ненормально много.
Прежде всего это относится к Китаю, где нет свободных профсоюзов и работницы во время пиковых нагрузок вынуждены трудиться по 16-18 часов в день - иногда по семь дней в неделю. Как установили авторы исследования, те, кто отказывается работать сверхурочно или увольняется в период пиковых нагрузок, подвергаются штрафам или полностью лишаются зарплаты. Во времена застоя они порой не получали даже минимальной зарплаты, которая установлена государством на уровне 41 доллара.
Чтобы не иметь неприятностей с концернами - производителями спорттоваров, ведь почти все поставщики для успокоения клиентуры приняли и подписали кодекс поведения, они даже подделывают ведомости на зарплату. Кроме того, в случае проверки со стороны заказчика они требуют от работниц, чтобы те сообщали контролерам сведения, не соответствующие действительности.
Зато во время Олимпиады спортивные концерны превращаются в филантропов. Так, Adidas берет на себя расходы по изготовлению спортивной формы для Олимпиады в Афинах и посредством этой акции рассчитывает на такой рост продаж, который быстро покроет все издержки.
Канадская фирма Roots во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити зарегистрировала рост продаж в 25 млн долларов. Она одевала британскую, канадскую и американскую команду.
В обычное время фирмы тоже вкладывают много денег в рекламу и маркетинг: фирма Nike в 2002 году израсходовала на эти цели 1 млрд евро, Adidas - 775 млн. Только известный британский футболист Дэвид Бекхэм согласно его договору с Adidas получит за свою жизнь от этой компании 161 млн долларов. Чтобы столько получить, работнице с китайской фабрики пришлось бы работать более 325 тысяч лет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях