Статьи по дате

La Stampa | 5 марта 2005 г.

Александр Яковлев: смутные времена возвращаются

Ренато Риццо

Интервью с Александром Яковлевым

Русские при имени Александр Николаевич Яковлев, скорее всего, вспомнят фото, сделанное в августе 1991 года на площади Дзержинского напротив здания КГБ после неудавшейся попытки государственного переворота. Сегодня "человек-легенда" находится уже не в той физической форме, но, когда он произносит: "Боюсь, что правительство моей страны может совершить поворот к авторитаризму", или делает признание, что он видит признаки возможной новой холодной войны с Соединенными Штатами, его голос вновь обретает мощь, характерную для того лета.

- Александр Николаевич, вас считают архитектором перестройки за то, что вы были одним из самых близких соратников Горбачева в разработке идеи демократизации СССР двадцать лет назад. Каково сегодня состояние демократии в России? Правы ли те, прежде всего на другой стороне Атлантики, кто говорит о "произволе судей и милиции", "ограничениях прав свободы прессы" и оценивает нынешние отношения с Путиным как главу новой холодной войны?

- Холодная война? Пока нет. Вероятно, можно говорить о боях местного значения на пути к охлаждению. Времена меняются: когда-то существовал железный занавес, сегодня он фанерный. Проблема, если говорить серьезно, находится по другую сторону реальности. Кроме того, моя страна исторически все время живет одной ногой на баррикадах, по ее менталитету ей всегда необходим враг. Может быть, традиционный враг - именно Соединенные Штаты?

- Как председатель комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, как вы видите ситуацию с гражданскими правами в России во времена Путина? Президент утверждает, что его миссия - совместить демократию и благосостояние, не оставляя пространства для анархии.

- Думаю, что в настоящее время совершается попытка "авторитарной модернизации", пока еще не завершившейся тоталитаризмом. Но любая власть, когда она не ограничена законами, рискует стать деспотичной. Если вы меня спросите, боюсь ли я того, что такое может произойти в России, я отвечу: да, боюсь. Пока мы разговариваем свободно, и газеты, и радио, и ТВ выражаются открыто. Информация, однако, радикально меняется, когда она транслируется через государственные вещательные каналы. Но иногда такие манипуляции бесполезны и шокируют.

- Вы хотите сказать, что она не оказывает влияния на народ?

- Правительство через собственные СМИ силится показать народу, что действует правильно. Когда оно замалчивает некоторые вопросы, правительство хочет заставить народ поверить, что делает это из лучших побуждений. Но ситуация не безнадежна: достаточно проехать по Подмосковью, чтобы увидеть, как много появилось спутниковых антенн. Сегодня, если хочешь, можешь принимать до 40 каналов каждой страны, еще и проверить все по интернету. При этом нельзя не учитывать определенный антропологический момент: народ устал, очень устал, но после 20 лет перестройки он развил исключительное чутье на ложь. Если власть продолжает кормить народ баснями, она сама начинает походить на страуса: прячет голову в песок, убежденная в том, что ее не видно.

- Способна ли украинская революция оказать благоприятное воздействие на другие бывшие советские республики?

- Это возможно, поскольку речь идет о поистине хорошем примере. Подумайте: она повлияла на настроения россиян, и этим все сказано. Но у нас это настоящая утопия, принимая во внимание, что мы не способны развить серьезное и конкретное политическое противостояние. Опять все та же история: нам необходим враг, а не соперник.

- Вернемся к врагам: внешний враг - США, а внутренний?

- Правозащитные организации. Государственные чиновники, олицетворяющие власть и делающие все возможное, чтобы народу становилось все хуже, наносят удары по этим организациям.

- Вы говорите о США, но каковы отношения с другими западными странами, представленными в Европейском союзе?

- В России по этому вопросу нет единства мнений. Достаточно вспомнить о партиях фашистской ориентации, которые всегда боролись против любого сближения. Они становятся все более сильными, очень часто их поддерживают представители военно-промышленного лобби.

- По поводу оружия. Ходят слухи, что арсеналы русских переполнены оружием: фантастические снаряды, от которых почти невозможно защититься.

- По этому вопросу мне известно лишь то, о чем пишут газеты. Из принципа я не обращаю внимания на военных, потому что я их считаю людьми, которые слишком важничают и гордятся победами, одержанными даже в невоенное время. Если то, о чем говорят, правда, то мы можем оказаться перед лицом ужасной ошибки.

Источник: La Stampa


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru