Focus | 5 марта 2008 г.
Каспаров надеется на Меркель
Борис Райтшустер
После арестов и избиений критиков существующего режима российская оппозиция делает ставки на Ангелу Меркель: Гарри Каспаров обращается к госпоже канцлер с призывом в ходе визита в Москву, запланированного на эту субботу, выразить протест против "новой ступени подавления"
- Рассчитываете ли вы на демократизацию России при новом президенте Дмитрии Медведеве?
- На следующий день после его избрания спецподразделения милиции разогнали демонстрацию оппозиции с применением грубой силы, задержав при этом несколько десятков участников мероприятия и просто прохожих. Медведев говорит о демократии, а власти избивают дубинками мирных демонстрантов. В Петербурге давление, оказываемое на нас, приняло совсем новые масштабы.
- Какие?
- Глава петербургского отделения либеральной партии "Яблоко" Максим Резник был арестован вечером в день выборов - ему было предъявлено за уши притянутое обвинение: он якобы набросился на милиционеров. Во вторник суд вынес решение о двух месяцах следственного заключения для Резника, он был переправлен в пресловутые "Кресты", и теперь ему грозит до 5 лет лишения свободы. Таким образом, всего через несколько дней после избрания Медведева процесс подавления достиг своей новой ступени.
- Как далеко все зашло?
- До сих пор мы, критики режима, обвинялись только в нарушении общественного порядка: например, перед думскими выборами я был вынужден просидеть в тюрьме 5 суток. А теперь впервые против одного из лидеров оппозиции применяется уголовное право, и впервые нависла угроза получить несколько лет тюремного заключения.
- Как на это должен реагировать Запад?
- Перед выборами Медведев обещал демократизацию и создание правового государства. Как и Путин 8 лет назад. И снова Запад наивно принимает участие в этой игре и возносит преждевременные похвалы. В то время как в Кремль приходили поздравительные телеграммы, подконтрольные Путину спецподразделения избивали сторонников оппозиции и бросали их за решетку. Одновременно с этим спецслужбы получат теперь больше власти: теперь они смогут совершенно бесконтрольно проверять телефонные и интернет-данные всех граждан. Что же еще должно произойти для того, чтобы Запад мог найти ясные слова?
- В субботу Ангела Меркель приедет в Москву, чтобы встретиться с Медведевым и Путиным. Чего вы ждете от визита госпожи канцлер?
- Я хотел бы обратиться к ней с призывом не закрывать глаза, в ходе беседы затронуть такие темы, как подавление оппозиции и арест Резника, а также потребовать его освобождения. Западные политики должны ясно выражать свое мнение, иначе они несут долю ответственности за то, что здесь происходит.
- Вы думаете, что у западных политиков действительно есть средства для оказания давления?
- Да. Все, что еще может помешать этому режиму и впредь атаковать нас, демократов, - это беспокойство в связи с признанием Запада. Если Запад будет молчать и дальше, то может дойти до того, что власти подложат нам, критикам Кремля, наркотики и упрячут за решетку как преступников. Применение уголовного права к представителям оппозиции становится кульминационным моментом - последние препятствия устраняются. Теперь среди демократов посеян страх. Сегодня на очереди Резник. Завтра мы.
- Почему, на ваш взгляд, гнев властей выплеснулся именно на Резника?
- Он является одним из наиболее активных оппозиционных политиков в Петербурге, постоянно критикует махинации российских властей. В день выборов он сообщил в местных газетах о проведенном эксперименте. Члены его партии "Яблоко" направились на 7 избирательных участков и попытались проголосовать без документов, заверив, что отдадут свои голоса за Медведева. На всех избирательных участках они получили на руки избирательные бюллетени. Их они и взяли с собой в качестве доказательств. И вечером, когда Резник сообщил об этом, он был арестован.
- Путин постоянно заверяет в том, насколько стабильна ситуация в России и насколько высока поддержка его политики среди населения. Почему же тогда государственная власть так жестоко расправляется с парой сотен своих критиков?
- Сильная власть, уверенная в поддержке населения, никогда бы не стала реагировать подобным образом. Но все знают, при помощи каких манипуляций и подтасовок стали возможными нынешние результаты. На выборах 2004 года Путин еще мог отказаться от применения жестокой силы против оппозиции. Но настроения стали бродить, и разница между реальной ситуацией и пропагандой становится все сильнее - отсюда и страх, отсюда и применение силы. Чем неувереннее становятся власть имущие, тем больше сотрудников правоохранительных органов они отправляют на улицы.
- Останется ли Медведев марионеткой Путина или освободится из-под его влияния?
- По законам жанра он должен будет стать самостоятельным. Все те, кто ставился у власти в качестве фигуры, держащей место, начинали собственную игру.
- Поквитается ли Медведев с Путиным?
- Не сам Медведев, а, возможно, система. Медведев, так же как и Путин, является представителем системы. Она была необходима Путину в 2000 году для того, чтобы уничтожить демократию и обеспечить окончательную приватизацию - раздел государственной собственности между представителями верхушки власти. Сейчас все уже поделено, и задача изменилась: Медведев теперь должен позаботиться о том, чтобы новая собственность была признана на Западе. Если Путин при этом станет помехой, система его устранит, в случае необходимости руками Медведева.
Также по теме:
Предвыборный сезон в России (The Wall Street Journal)
Жизнь после шахмат (Newsweek)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях