The Telegraph | 5 марта 2008 г.
Российские акции - лакомый кусочек?
Черри Рейнард
Низкие котировки акций и почти полное отсутствие последствий ипотечного кризиса - возможно, отличный шанс для инвесторов
Дмитрий Медведев, по общему мнению бывший ведущим кандидатом, победил на президентских выборах в России. Еще важнее для инвесторов тот факт, что Медведев, как считается, выступает за дальнейшую либерализацию российских рынков. Многие аналитики указывают на Россию как на развивающийся рынок с самыми разумными ценами.
В то время как в Китае и Индии котировки подскочили настолько, что ошибки или разочарование чреваты серьезными последствиями, российские акции, по словам их приверженцев, относительно дешевы.
Одна из причин в том, что атмосфера политической неопределенности, порожденная агрессивным позерством президента Владимира Путина, оттолкнула некоторых иностранных инвесторов.
Время покажет, улучшит ли обстановку Медведев, ибо он - форменный протеже Путина.
Однако переход экономики от застоя при коммунистическом режиме к беспредельному капитализму пленяет инвесторов, которые согласны рисковать по-крупному в погоне за большой прибылью.
Тем не менее, несмотря на признаки того, что богатство просачивается и вниз, и вширь экономической пирамиды, российский фондовый рынок в прошлом году показал себя хуже, чем многие из аналогичных развивающихся рынков: инвесторов нервировала политическая нестабильность и некоторые грубые тактические ходы Путина.
Россия принадлежит к группе стран, именуемой аббревиатурой БРИК (что значит: "Бразилия, Россия, Индия, Китай"), которые, как ожидаются, составят следующее поколение сверхдержав.
Создано несколько фондов, которые позволят инвесторам получить долю от растущего богатства этих стран, что, в свою очередь, влечет за собой развитие инфраструктуры и рост розничного потребления.
В этой группе избранных Россия в 2007 году тащилась в хвосте. Индекс Lipper Global Equity China за год вырос на 80% (при исчислении в фунтах стерлингов), индекс Lipper Global Equity India - на 70%, но Россия показала лишь 26% роста.
На фоне развитых рынков это выглядит достойно, но в контексте масштабов роста ВВП, которые предлагаются, - относительно мизерно.
Брайэн Коллингз, управляющий активами в Hexam Capital (компании, которая управляет фондом Resolution Global Emerging Markets), говорит: "Сейчас российские акции торгуются с коэффициентом Р/Е (цена/прибыль), который выражается однозначным числом. Для сравнения: в Индии этот показатель в 22 раза больше, в Китае - в 18 раз, в Америке - в 14 раз больше. На фоне биржевых индексов это гроши".
Многих инвесторов отталкивает негативный имидж России. Дела Литвиненко и Ходорковского всколыхнули воспоминания о сталинских кознях.
Однако Коллингз утверждает: "Истинные риски здесь в принципе те же, что и в остальном мире. Корпоративное управление не лучше и не хуже, чем в других странах, включая западные рынки".
Гхадир Абу Лейл-Купер, управляющий фонда Baring Russia, говорит, что уровень корпоративного управления повышается: "Независимых директоров становится намного больше, чаще применяются международные стандарты бухгалтерского учета. Компании выплачивают дивиденды. Россия уже не та, что 15 лет назад".
Конечно, банковский кризис в значительной мере не затронул Россию по единственной причине: кредитные рынки там менее развиты. В России относительно мало людей, которые имеют кредитные карты или договор об ипотеке.
Поскольку риски, связанные с политической обстановкой и корпоративным управлением, уменьшились, исчезла крупная преграда, которая препятствовала функционированию фондового рынка. Рост по-прежнему стабилен, его подстегивают как внутренние, так и внешние факторы.
Абу Лейл-Купер отмечает: "Россия - крупнейший экспортер нефти и газа. Она также имеет значительную долю на рынке производства металлов, которые пользуются большим спросом у "восточных тигров", осуществляющих индустриализацию".
За последние 8 лет ВВП рос темпами 5-7%. По оценке Абу Лейл-Купер, за 2007-2008 годы рост ВВП составит более 7%.
Цены на сырье остаются высокими. Но что если экспорт сократится ввиду глобального замедления темпов экономического роста?
Робин Джеффен, управляющий фонда Neptune Russia and Greater Russia, говорит: "Россия надежно ограждена от глобального замедления. Сейчас для нее больше значат торговые связи с Китаем, чем с Соединенными Штатами. В Китай идет около 43% российского экспорта".
В России также растет внутренний спрос на сырье, поскольку она создает инфраструктуру в качестве опоры для развития этого рынка. Развивается и экономика, работающая на розничного потребителя.
Коллингз отмечает: "Все охотно тратят деньги - так, словно завтрашнего дня не будет. Причем еще не дошло до того, чтобы люди покупали в кредит, залезая в долги. У них очень высокий уровень сбережений".
Джеффен добавляет: "Наблюдается стремительный рост среднего класса: за период власти Путина он увеличился в четыре раза. У большинства людей в течение последних четырех лет номинальная зарплата росла на 20% в год".
Джеффен утверждает, что новое поколение предпринимателей создает интереснейшие компании, многие из которых теперь вывели свои акции на фондовый рынок.
Это помогает экономике и фондовому рынку диверсифицироваться и обходиться не только нефтью и газом (акции нефтегазовых компаний, если считать по котировкам, до сих пор составляют примерно половину от общего объема российского фондового рынка).
Однако высокие цены на нефть определенно не приносят вреда. По подсчетам Джеффена, каждый раз, когда нефть дорожает на 1 доллар, российские власти получают дополнительно 1 млрд долларов в виде налоговых отчислений.
Однако правительство и компании больше не нуждаются в высоких ценах на нефть для того, чтобы поддерживать темпы роста. Коллингз утверждает: даже если цены на нефть упадут ниже 60 долларов, рост ВВП продолжится, так как Россия осмотрительно разместила свои баснословные прибыли.
По подсчетам Коллингза, валютные резервы России составляют около 400 млрд долларов. Власти также располагают инвестиционным фондом размером в 160 млрд долларов.
Как могут инвесторы поучаствовать в российской истории успеха? Роб Бердетт, содиректор команды менеджеров Thames River Capital, говорит: "Мы пользуемся услугами фонда Neptune Russia and Greater Russia. Для общего доступа на развивающиеся рынки мы пользуемся услугами фонда Nevsky Global Emerging markets. Пока рано говорить, может ли Россия отстраниться от проблем, переживаемых развитыми рынками, но уровень сбережений высок, что, по идее, поддержит экономику. В тому же Россия в любом случае способна много зарабатывать на нефти, даже если цены упадут".
Филиппа Джи, директор по инвестициям финансово-консультационной фирмы Torquil Clark, отмечает: "Будущее России выглядит весьма позитивно, и мы поощряем клиентов расширять их вклады в этот сектор. Вместо того, чтобы инвестировать напрямую, инвесторы могут присмотреться к фонду Jupiter Emerging European Opportunities. Он на данный момент держит в России 66% своих средств. Еще более диверсифицированный подход возможен через фонды из категории БРИК. Лучшая возможность - фонд Allianz RCM Bric Stars".
Развивающиеся рынки мало затронуты ипотечным кризисом в США, не особенно обременены задолженностью, а также защищены солидным амортизатором - средствами суверенных инвестиционных фондов.
У России есть дополнительный плюс - низкие котировки акций. В этом году ее фондовый рынок может оказаться в ряду самых доходных.
Также по теме:
Осторожнее с русским медведем, он может укусить (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях