The Washington Times | 5 марта 2008 г.
Москва, Тегеран и Вашингтон
Редакция
В 2005 году Москва и Вашингтон договорились, что санкции против Ирана не будут распространяться на содействие, оказываемое Тегерану Москвой в Бушере
В понедельник СБ ООН снова проголосовал за введение санкций в отношении Ирана в ответ на его отказ прекратить обогащение урана в рамках ядерной программы. За резолюцию проголосовали 14 из 15 стран-членов СБ, включая Россию и Китай, и это позволяет добавить еще 13 пунктов в существующий список 12 компаний и 5 человек, на которых распространяются ограничения на действия с активами и передвижение. Тегеран продолжает отвечать неповиновением - президент Махмуд Ахмадинежад утверждает, что его правительство "выиграло" битву в ядерной сфере. И по меньшей мере в одном важном аспекте он может быть прав.
Вашингтон капитулировал в одном критически важном вопросе безопасности: вопросе о тревожной роли России, которая помогает Ирану строить легководный "гражданский" атомный реактор в Бушере. Во время дебатов в СБ ООН в понедельник посол США в ООН Залмай Халилзад еще раз озвучил позицию, которую администрация Буша занимает в ходе второго срока его правления и согласно которой США сейчас поддерживают строительство реактора в Бушере - хотя есть все основания подозревать, что он функционирует как прикрытие для технического содействия, оказываемого Москвой иранским исследованиям и разработкам в области ядерного оружия - на это 5 лет назад указывало министерство энергетики США.
Позиция администрации Буша резко изменилась. Еще 5 лет назад министерство энергетики провело исследование того, сколько плутония может производиться в Бушере: по средним оценкам, его хватит на создание приблизительно 50-60 единиц ядерного оружия. Об этом газете The Washington Times рассказал вчера бывший помощник госсекретаря США по вопросам ядерного нераспространения Джон Болтон.
Однако в 2005 году Вашингтон и Москва договорились не подвергать санкциям ООН оказываемую Москвой помощь в Бушере. Администрация купилась на аргумент Европы о том, что ради укрепления дипломатических позиций в отношении Ирана США должны согласиться с тем, что у Ирана есть право на развитие якобы гражданской ядерной энергетической программы. В прошлом месяце комитет Палаты представителей Конгресса США по вопросам энергетики и торговли указал на тот факт, что Белый дом поддерживает бюджет министерства энергетики, который предусматривает 4 млн долларов для двух российских атомных институтов, которые помогают Ирану завершить реактор в Бушере.
Как объясняет это Генри Сокольски, бывший сотрудник Конгресса и чиновник министерства обороны США, который внимательно следит за вопросами ядерного распространения, политика США в области внешней помощи иранским ядерным программам попросту непоследовательна. Вашингтон выступает против какой бы то ни было поддержки иранским усилиям по обогащению урана, однако при этом "совершенно нормально, когда Россия или любая другая страна экспортирует в Иран компоненты или оказывает иное содействие для завершения строительства реакторов, таких как в Бушере - система, которую США привыкли рассматривать как прикрытие для иранской деятельности по созданию атомного оружия", рассказал он нам.
Вашингтону следует пересмотреть свою политику и субсидирование реактора в Бушере за счет денег американских налогоплательщиков.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях