The Christian Science Monitor | 5 мая 2000 г.
Мир ждет программы Путина
Фред Вейр
Мир ждет субботы, когда на торжественной церемонии с участием всей российской политической элиты Владимиру Путину будут вручены ключи от Кремля. Стремительный взлет второго в постсоветской истории избранного президента России завершен. В своей инаугурационной речи бывший сотрудник КГБ, который сам называет себя государственником, может изложить свою программу развития страны, которую он взял штурмом.
Несмотря на продолжающуюся гражданскую войну в Чечне, замедление процесса экономического возрождения страны и предупреждения о том, что и так хрупкая свобода прессы может оказаться под угрозой, приход Путина к власти вызвал удивительно вялую реакцию в обществе. Даже мартовские выборы, на которых Путин одержал убедительную победу в первом туре, были, по сути, лишенными интриги и безальтернативными.
"Люди чувствуют, что долгие годы страна плывет по течению, и им надоело бесконечное прощание с коммунизмом, - считает заместитель директора прокремлевского фонда Политика Сергей Калмыков. - Теперь они надеются увидеть решительного, энергичного, прагматичного и компетентного лидера. Путин умело создал себе такой имидж".
Когда Путин выйдет на трибуну, чтобы прочесть текст президентской клятвы, он во всех отношениях будет резко отличаться от своего предшественника и политического наставника Бориса Ельцина. На специально сокращенной церемонии инаугурации, состоявшейся почти 4 года назад, спотыкающийся Ельцин с бледным, одутловатым лицом едва мог произнести необходимые слова.
"Большое преимущество Путина в том, что он - не Ельцин,- говорит Калмыков. - Он здоров в отличие от Ельцина, который постоянно болел. Он благоразумен, в то время как Ельцин был известен своей непредсказуемостью и эксцентричным поведением. Он сторонник примирения, а Ельцин был сторонником конфронтации".
Некоторые эксперты даже предполагают, что Путин - российский Билл Клинтон или Тони Блэр - отражением общей тенденции избирать приятных, прагматичных и молодых лидеров.
"Путин идет в ногу со всем миром и ему будет легко общаться с другими лидерами. - считает политический эксперт независимого московского Фонда "Общественное мнение" Григорий Куртман. - Он хорошо подготовлен к тому, чтобы идти в ногу со временем, и не будет без конца бубнить об отличиях русской культуры и особом пути России, как это делал Ельцин".
Однако, по мнению экспертов, спокойствие первого периода правления Путина не продлится долго, если он быстро не подкрепит свой имидж конкретными делами.
"Возможно, Путин - первый в российской истории лидер, не имеющий идеологии, и это хорошо, - говорит Игорь Минтусов, директор "Никола-М" (одна из ведущих российских фирм по связям с общественностью).- Однако если окажется, что у него нет ясного плана, это будет плохо".
Находясь на посту главы правительства Путин в прошлом году умело использовал общественное возмущение серией взрывов жилых домов для поддержки своей жестокой военной кампании против Чечни. Его общественная поддержка по-прежнему высока, однако война затягивается, а Кремль все еще не обнародовал своей стратегии по выходу из создавшейся ситуации. "В Чечне Путин продемонстрировал свою политическую волю и решительность и это произвело впечатление на россиян, - заявил Калмыков. - Однако войну нельзя закончить тем же способом, каким она была начата. Для этого необходимо продемонстрировать другие качества, и мы не знаем, есть ли они у него".
По данным Кремля, в настоящее время ежегодный экономический рост в России составляет 7% - поразительный поворот от экономического спада 90-х годов. Путин заявил, что для преодоления постсоветской депрессии России нужно поддерживать этот уровень по меньшей мере в течение 10 лет.
Однако сведения о возможной долгосрочной экономической стратегии, просочившиеся из президентского мозгового центра и других источников, свидетельствуют, что она представляет собой разнородную смесь форм государственного вмешательства в экономику, протекционизма и рыночных реформ. Это вызвало недоумение даже у главных российских политических экспертов. "Если вы попросите меня дать оценку Путину на основании того, что я знаю о нем сегодня, я бы назвал его либеральным государственником, - говорит Минтусов. - Если такое словосочетание вообще возможно".
Некоторые наблюдения за деятельностью Путина заставляют усомниться в искренности его заявлений о приверженности демократии и правам человека. Речь идет о широкомасштабном применении силы против мирных чеченских граждан, явном похищении российскими службами безопасности журналиста Андрея Бабицкого и участившимися "предупреждениями" со стороны министерства печати России в адрес газет, которые отражают точку зрения по чеченской проблеме, отличную от правительственной.
"Путин видит свою задачу в консолидации российского общества и он пообещал уделить главное внимание обеспечению порядка, - подчеркивает Куртман. - Это нас не удивляет и можно лишь надеяться, что процесс не будет сопровождаться потерей свободы, особенно свободы прессы".
Когда в эти выходные в Кремле будет поднят занавес, Россия официально вступит в эру Путина и мы начнем получать ответы на поставленные вопросы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях