Le Figaro | 5 мая 2003 г.
Сирия в списке США
Жорж Мальбрюно
Да ? "американским идеям". Нет ? "требованиям". Официально Сирия "с удовольствием" принимает Колина Пауэлла, но может ли Дамаск, если абстрагироваться от дипломатической вежливости, избежать американского диктата после войны в Ираке?
"Сирийцы встревожены и очень нервничают", ? отмечает дипломат. Президент Башар Асад рассчитывал на то, что США, увязнув в конфликте, потеряют легитимность ? необходимую, чтобы угрожать Дамаску. Быстрая победа американских войск ослабляет позиции Сирии.
У американцев много претензий: военная помощь Багдаду, создание оружия массового поражения, покровительство бывшим иракским руководителям, оказание поддержки "Хамас" и "Исламскому джихаду" ? палестинским организациям, которые Вашингтон рассматривает как террористические, не говоря уж о Ливане и правах человека.
"Мировое сообщество теряет терпение", ? заявил в среду Колин Пауэлл. Прагматичный и желающий сохранить себя сирийский режим старается не идти на обострение. "Они знают, что им придется за это заплатить", ? добавляет Пауэлл. Дамаск, принимавший в последние недели многих американских конгрессменов, не перестает демонстрировать свою добрую волю.
5 апреля, в разгар войны, Сирия наглухо закрыла границу с Ираком. После этого около 30 иракских руководителей среднего ранга, укрывшиеся в Сирии, были вынуждены покинуть страну. Первую жену Саддама Саджиду и трех дочерей (выдачи которых США не требовали) также попросили переехать на иракскую сторону границы, чтобы воспользоваться покровительством племени шаммар. Фактически это была замаскированная высылка, она состоялась 26 апреля, за неделю до приезда Колина Пауэлла.
Это будет одним из главных требований госсекретаря: США не хотят сирийского вмешательства в Ираке. Его сирийский коллега Фарук Шараа уже дал заверения на сей счет. Кроме того, США дают понять, что Сирия должна сократить влияние за пределами собственной страны. "Они больше не хотят, чтобы Дамаск играл какую-то роль ни в Палестине, ни в Ливане. Последние 25 лет мощь Сирии основывалась как раз на ее влиянии в регионе. Этому придет конец", ? поясняет сирийский аналитик.
Находящиеся на коротком поводке у сирийского режима радикальные палестинские организации, базирующиеся в Дамаске, получили сигнал. Руководители "Хамас" и "Исламского джихада" ? движений, ответственных за многочисленные антиизраильские теракты, ? больше не общаются с прессой. Они усилили режим безопасности, опасаясь операции израильских командос.
В среду с ними встретился Фарук Шараа. "Он попросил их заморозить свою активность, ? говорит один из палестинских представителей в Дамаске. ? Они прогнутся и переждут бурю. У них нет выбора. Даже Иран явно не горит желанием приютить их у себя".
Вашингтон уже несколько лет добивается закрытия представительств "Хамас" и "Исламского джихада" в Сирии. Эти представительства частично осуществляют руководство акциями боевиков, а также собирают деньги для интегристских движений Западного берега реки Иордан и сектора Газа.
Относительно оружия массового поражения "американские аргументы малоубедительны", утверждает европейский военный эксперт. "Вопреки утверждениям Ариэля Шарона, сирийцы не перевозили к себе иракское оружие перед войной. Последние пятнадцать лет они действительно занимались химическим оружием. Это запасы зарина и нервно-паралитического газа VX, сохранившиеся еще с советских времен, и их содержание обходится дорого. Что касается ядерной области, то в начале 90-х годов Дамаск купил у Китая атомный реактор, но этот реактор находится под контролем МАГАТЭ. Я убежден, что сирийцы сделали стратегический выбор, решив отказаться от оружия массового поражения".
В повестке дня дискуссий фигурирует и возобновление израильско-сирийского мирного процесса. США хотят воспользоваться импульсом, который дало обнародование "Дорожной карты" урегулирования израильско-палестинского конфликта, чтобы возобновить диалог между Дамаском и Израилем. Спор идет вокруг Голанских высот, оккупируемых еврейским государством с 1967 года, - Сирия настаивает на их полном возвращении. Еще один знак того, что Дамаск избрал умеренный тон: во вторник Фарук Шараа высказал пожелание, чтобы "Дорожная карта" "включала также Сирию и Ливан". До сих пор Дамаск выступал против этого.
Сирия воздерживается и от критики в отношении сепаратных мирных планов палестинцев. "Мы согласимся с тем, что они сами для себя выберут", ? добавляет Фарук Шараа. Колин Пауэлл также потребует от Башара Асада ускорить темпы политической либерализации в последней баасистской крепости на Ближнем Востоке.
Как ни парадоксально, эти призывы к прагматизму могут оказаться на руку молодому президенту Башару. Прошло уже три года с тех пор, как он унаследовал этот пост от своего отца, но реформы, которые он попытался начать, были сорваны старой партийной гвардией. Сирийские руководители считают, что американский нажим "не является угрозой военной акции". Сирии придется отправиться в Каноссу, но она сохраняет определенное пространство для маневра.
В отличие от саддамовского Ирака, она не находится под эмбарго и не фигурирует в числе стран, входящих в "ось зла". "Единственная надежда Дамаска в краткосрочном плане ?на то, что американцы увязнут в Багдаде, а израильско-палестинское урегулирование зайдет в тупик", ? считает дипломат, который напоминает высказывание Генри Киссинджера 70-х годов: "Арабы не могут начать войну против Израиля без Египта, но они не могут заключить с ним мир без Сирии". Долго ли еще сохранится такое положение?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях