Статьи по дате

The New York Times | 5 мая 2004 г.

На этот раз все по-настоящему: американская система ПРО обретает реальную форму

Джеймс Глэнз

Уже этим летом ракеты, спрятанные в бункерах около продуваемого всеми ветрами города Дельта-Джанкшн на Аляске, впервые с 1970-х начнут обеспечивать оборону Соединенных Штатов Америки от межконтинентальных баллистических ракет.

Хотя разработка этой системы ни для кого не секрет, ее запуск происходит настолько бесшумно, что, похоже, лишь немногие американцы осознают факт ее существования.

Среди военных экспертов приближение срока ее запуска снова породило жесткие дебаты, которые начались еще в эпоху холодной войны и достигли кульминации в подписании Договора по ПРО. Теперь она разжигает те же страсти, что и Стратегическая оборонная инициатива (Strategic Defense Initiative или SDI) президента Рональда Рейгана, прозванная "Звездными войнами".

В отличие от "Звездных войн", новая система основана не на ядерных космических лазерах, а на быстрых, хотя и довольно простых ракетах, которые в состоянии поражать вражеские боеголовки в воздушном пространстве.

Планировщики Пентагона рассматривают эту систему как оплот безопасности в случае крайнего бедствия - ядерной атаки, а скептики указывают, что эта защита может не сработать против современной угрозы.

Прошедшие десятилетия не ослабили политического аспекта ракетной обороны. Введение в действие этой системы станет реализацией предвыборного обещания президента Буша и директивы, изданной в декабре 2002 года, согласно которой у США должна быть функционирующая система ПРО к концу этого года.

Критики этой системы, которая обойдется в 10 млрд долларов в год на протяжении первых пяти лет и, вероятно, в сотни миллиардов долларов после того, как будет установлена полная версия оборонной системы, спланированной Пентагоном, говорят, что систему вводят в эксплуатацию до завершения полного цикла испытаний.

Оппоненты называют ее "бракованной обороной" против межконтинентальных баллистических ракет (МБР) вчерашнего дня, которая бессильна против террористов-самоубийц и угнанных самолетов, ставших реалиями мира после 11 сентября.

День ото дня очертания этой системы становятся все четче в этом отдаленном городишке. Как эскимосские иглу, высятся шесть белых куполов, окруженных двойным забором с камерами безопасности. Через дорогу, словно часовые, стоят обуглившиеся после лесного пожара стволы елей. Сквозь легкие облака вдалеке просвечивают голубо-белые пики Аляскинского хребта.

Белые купола - это лишь верхняя часть бункеров, вкопанных в замороженную землю на глубину 70 футов. Если один из этих бункеров откроет створки для того, чтобы выпустить ракету, это будет означать, что руководство страны уверено, что США стали объектом ядерной атаки.

Пока что бункеры пусты, однако скоро два огромных промышленных подъемных крана, находящихся поблизости, вставят в бункеры трехступенные ракеты-перехватчики. После того как эти перехватчики, снабженные реактивными двигателями и сенсорами, будут связаны с глобальной сетью радаров, спутников, компьютеров и командных центров, самая большая мечта Рейгана станет реальностью.

В Агентстве противоракетной обороны Пентагона, возглавляемом генерал-лейтенантом Рональдом Т. Кэдишем, пилотом ВВС с большим опытом разработок военной техники, например, истребителей, к критикам новой системы ПРО не прислушиваются.

"Мы не должны оставаться уязвимыми, - заявил Кэдиш в интервью New York Times. - Мы доказали с технологической и практической точки зрения, что мы можем перехватывать баллистические боеголовки в полете. Говорить, что мы можем защитить себя технически, и не делать этого - это, по моему мнению, рецепт провала".

Таран космического века

Поначалу перехватчики будут дислоцированы в нескольких бункерах здесь, на военной базе Форт-Грили на Аляске, и на базе ВВС Вандерберг в Калифорнии. В случае вражеской атаки ракеты-носители выведут ракеты-перехватчики на высоту более 100 миль над землей.

С помощью теплового телескопа ракеты будут зондировать воздушное пространство в поисках боеголовок, ложиться на курс с помощью подруливающих устройств и сокрушать вражеское оружие, тараня его на скорости, превышающей 20 тысяч миль в час.

Даже это описание мало говорит о сложности системы, которая покрывает 9 часовых зон и в которой используется 13 тыс. миль волоконно-оптического кабеля, связывающего в единую цель разнообразные объекты, такие, как радарные инсталляции на алеутском острове Шемия и секретный командный центр в Шайенне, штат Колорадо. Если система будет работать как запланировано, то ей может быть присвоено почетное звание самой большой машины, когда-либо построенной в Соединенных Штатах.

Как американцы узнали после энергетической катастрофы прошлым летом, крупные машины могут быть непредсказуемы. Система ПРО, фактически, настолько огромна и сложна, что проведение ее полного испытания может оказаться невозможным вплоть до настоящей атаки. При проведении контролируемых испытаний перехватчики сбили 5 объектов из 8 попыток.

Как утверждают критики, настоящий враг наверняка использует хорошо разработанные прикрытия - металлические головки или огромные надувные заграждения - для своих боеголовок, которые смогут обмануть систему.

"Это совершенно бесполезно", - уверен д-р Ричард Гарвин, физик, который был советником правительства на протяжении почти 50 лет. В 1998 году он входил в состав комиссии во главе с нынешним министром обороны Дональдом Рамсфельдом по оценке угрозы в сфере баллистических ракет.

Гарвин отмечает, что президент "напрасно тратит деньги и рискует нашей безопасностью, потому что она (система ПРО) не сработает против МБР любого, кто направит их в сторону США".

Однако чиновники Агентства ПРО заявляют, что система была разработана для устранения простых угроз со стороны таких ядерных держав, как Северная Корея, но не высокоразвитых арсеналов России или Китая.

По словам сенатора-демократа Карла Левина от штата Мичиган из Комитета конгресса по вооруженным силам, за решением ввести систему ПРО в эксплуатацию до проведения полных испытаний стоит не какая-либо неизбежная угроза, а выборы.

"Это дата, которая была намечена по политическим соображениям, чтобы перед выборами они могли сказать, что ввели в действие систему, - подчеркивает Левин. - Я сомневаюсь, что в этом объявлении они сообщат, что вводят систему, которая может сработать, а может и не сработать".

Левин также подверг резкой критике запрос администрации на более чем 500 млн долларов в 2005 бюджетном году для удвоения арсенала перехватчиков с 20 до 40 до окончания испытаний основного арсенала. Первые два полных испытания запланированы на это лето.

"Это подобно запуску военного самолета без крыльев, хвоста и шасси, - вторит ему Филип Койл, бывший глава отдела опытной эксплуатации и оценки Пентагона, который сейчас является старшим советником Центра оборонной информации. - И без проведения испытаний того, может ли самолет выполнять свою миссию без крыльев, хвоста или шасси".

Белый дом неоднократно заявлял, что расписание запуска системы основано на предположении о технической готовности системы. Республиканцы Комитета по вооруженным силам, включая его председателя Джона У. Уорнера, штат Вирджиния, высказываются в поддержку скорейшего запуска.

Американская система ПРО также пользуется значительной международной поддержкой. Англия и Гренландия отдают под систему раннего оповещения американской программы радары на своей территории. В Японии парламент недавно одобрил выделение 1 млрд долларов на создание противоракетного щита с использованием американских радаров и перехватчиков на борту крейсеров Aegis.

США ведут переговоры с Австралией о размещении радаров на ее территории и крейсеров в ее водах. В 2004 году администрация Буша потратила 700 млн долларов и запросила еще более 1 млрд долларов в 2005 году на разработку морской системы перехватов, которая будет размещена на американских крейсерах.

Некоторые эксперты указывают, что самые ярые критики новой системы ПРО почти не изменили своих аргументов с того момента, как были предложены "Звездные войны". Однако тот план строился на фантастичных и непрактичных элементах, таких, как ядерные лазеры в космосе. Теперь отвержение новых идей по сугубо техническим соображениям больше не срабатывает, указывают эти эксперты.

"Раньше это было просто грандиозно, сложно и крупно, - говорит Стивен Хилдрет, специалист по обороне в Исследовательской службе конгресса. - Не было реальных опытных данных в поддержку утверждения, что все это возможно. Однако сейчас у нас есть, по крайней мере, некоторые сведения, которые указывают, что эта система обороны может ударить по боеголовке и уничтожить ее".

Стремление к грандиозности

Разработчики нынешней системы ПРО от претензий на грандиозность не отказались. В начале будущего года Пентагон, как ожидается, приступит к испытаниям усовершенствованного радара, установленного на огромной плавучей нефтяной платформе, размер которой будет превышать площадь двух футбольных полей.

Этот радар сможет предоставлять снимки высокого качества как учебных боеголовок во время испытаний, так и настоящих ракет. Стоимость этого радара составляет 1 млрд долларов. Он будет возвышаться на 300 футов над водой. После сборки на побережье Техаса радар из-за своего огромного размера не сможет пройти через Панамский канал. Чтобы достичь места своей основной дислокации на алеутском острове Адак, ему придется опплыть Южную Америку.

Еще одним футуристическим компонентом системы ПРО является невообразимо мощный лазер, вмонтированный в нос Boeing 747 , который будет летать поблизости от вражеских стран в попытке отправить их ракеты в небытие сразу же после запуска. Реализация этого проекта не раз откладывалась по техническим соображениям. Несмотря на проволочки, генерал Кэдиш заявил, что лазер "представляет собой революционную возможность, которую мы собираемся реализовать".

Среди главных подрядчиков системы ПРО - Boeing, Bechtel и Raytheon, который конструирует ракеты-перехватчики. Каждая такая ракета весит до 140 фунтов и ее производство в технической лаборатории в Таксоне (штат Аризона) занимает от 18 до 24 месяцев.

Даже если все элементы гигантской программы будут работать так, как во время компьютерных испытаний, используемых Пентагоном для обучения персонала, который будет управлять противоракетным щитом, некоторые эксперты не видят в этом смысла. Геополитический ландшафт холодной войны, на фоне которого задумывалась система, безвозвратно изменился, говорит д-р Дин Уилкенинг, директор научной программы Стэенфордского центра международной безопасности и сотрудничества.

"Я не понимаю, зачем нужно впопыхах запускать ее в 2004 году, - отмечает Уилкенинг. - Я просто не вижу угрозы".

Однако учитывая, какой объем работы уже проделан и что вот-вот будет закончено, вопросы, подобные этому, просто не имеют значения, подчеркивает Хилдрет.

На вершине мира

Все начинается на Аляске, в 100 милях к юго-востоку от Фейрбэнкса по ветреному хайвею, в Дельта-Джанкшн, население которого составляет всего 980 человек. Местным деликатесом здесь считается гамбургер с говяжьей котлетой.

Почему именно Аляска? "Потому что она - на вершине мира", - считает генерал Кэдиш, ибо через Аляску проходят траектории почти всех МБР, направленных в сторону США. "В итоге здесь мы сможем сделать работу лучше, дешевле и эффективнее независимо от того, откуда полетят ракеты, с востока или с запада", - указывает он.

Однако строительство бункеров, прокладка электронных и коммуникационных систем и обеспечение их функционирования в этой части мира сопряжено со многими сложностями.

По словам подполковника Джона Лейоу из инженерного корпуса армии США, а также заместителя начальника дивизии противоракетной обороны, почва здесь неплотная и движущаяся, сезон строительства короткий, а зимние температуры достигают отметки минус 50 и минус 60 градусов, так что за ночь шины автомобилей замерзают, принимая причудливые формы, и отказываются становиться круглыми снова.

С тех пор как два года назад начали копать котлован для первого бункера, жесткое расписание не оставляло времени на ошибки. "Быстрее, быстрее, не останавливаться. Самой большой сложностью этой программы было ее расписание", - говорит Лейоу.

Под огромным колпаком для большей безопасности сотрудников построили коммуникационный центр для управления перехватчиками - желтое здание с белым куполом. Рядом с ракетным полем возвели большой командный центр, напичканный электроникой, проложили две с половиной мили подземных тоннелей с системой климат-контроля - для труб и других вспомогательных устройств.

Проект-менеджер из Bechtel Майк Хейнер говорит, что неплотная почва позволила подрядчикам применить новый метод строительства бункеров. Они просверлили серию скважин глубиной 70 футов и 3 фута в диаметре и залили их жидкой цементной смесью, чтобы не допустить их обвала. Затем в середине выбурили новые скважины и вставили в них стальные бункеры.

Система ПРО крайне популярна в Дельта-Джанкшн, для экономики которого закрытие военной базы Форт-Грили в свое время стало серьезным ударом.

Возобновление работы базы, говорит управляющий городом Пит Холлгрен, "оказывает огромное экономическое воздействие на наш район". Город, обычный бюджет которого составляет 250 тыс. долларов, получил от министерства обороны США 25 млн долларов. На эти деньги будут созданы новая школа, библиотека, пожарная станция и новая мусорная свалка, также частично будет профинансировано создание центра отдыха и развлечений.

"Я один из тех, кто всегда думал, что нам такая система нужна", - с гордостью замечает Холлгрен о системе ПРО.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru