Süddeutsche Zeitung | 5 мая 2005 г.
Черные вдовы Каира
Зальва Бакр
Почему в Египте женщины берут в руки оружие
Впервые в Египте произошел теракт с участием женщин. В субботу вблизи Каирской цитадели в сердце старого города две девушки обстреляли автобус, на котором ехали около 40 туристов. Они ни в кого не попали. Все закончилось смертью девушек.
Не считая терактов чеченских террористок-смертниц, до сих пор женщины не принимали участия в акциях исламистских террористических организаций. По крайней мере в Египте их вклад ограничивался миссионерством, чтением лекций для женщин в мечетях и демонстрациями против оккупации Ирака и притеснений палестинцев израильтянами.
Некоторые наблюдатели уже оценивают это как поворот в стратегии террористических организаций, видя в этом связь с новым отношением "Аль-Каиды" к египетскому режиму. Последние три теракта в Каире (на базаре вблизи мечети Аль-Азхар, на площади Абдель Монейла Рияда и возле цитадели) по этой версии были акциями "Аль-Каиды". Так, эта террористическая сеть выразила недовольство по поводу участия египетских вооруженных сил в наступление на "Аль-Каиду" в Саудовской Аравии. Однако против такого предположения говорит то, что теракты в Каире были примитивными акциями с применением самодельного оружия. Девушки стреляли плохо, следовательно, у них не было военной подготовки.
Другие наблюдатели указывают на то, что обе молодые женщины были родственницами одного из трех авторов теракта у мечети Аль-Азхар, по имени Ихаб Юсри Ясин, который подорвал себя на площади Абдель Монейла Рияда: одна - его сестра, вторая - невеста. Страх перед арестом, пытками и, не исключено, изнасилованием, по этой версии, заставил их совершить теракт-самоубийство.
Какое бы заявление ни поступило в конце концов, одно несомненно: женщин пойти на этот шаг заставили прежде всего общественный климат и отчаянное экономическое положение. Особенно молодые, неимущие женщины страдают от бедности, безработицы и отсутствия всякой перспективы на будущее. В этих слоях растет число тех, кто скрывается под паранджой, особенно в кварталах, которые разрастаются вокруг Каира. Ведь вступление в исламское объединение решает многие проблемы.
Женщина в парандже освобождается от потребительской гонки, к которой толкает сейчас телевидение и в Египте. Молодая женщина, которая не может себе позволить современную одежду, находит спасение под дешевой накидкой, которая имеет лишь один фасон и один цвет, и тем самым в экономическом смысле решает проблему одежды. Брак для членов исламских объединений тоже менее сложен, потому что не предъявляется много требований к дорогому приданному или элегантной обстановке квартиры. Ведь среди бедных девушек многие, хотя и могут обручиться, но не могут вступить в брак.
Есть и другие причины: настоящей политической работы, которая бы могла привлечь молодых людей, не проводится, нет никакого плюралистического политического дискурса, а чрезвычайный закон уже 23 года парализует всякую эффективную политическую деятельность. Официальные политические партии, включая партию власти, не обращают внимания на заботы египетских женщин, не решают их фундаментальных проблем. А эти проблемы сводятся к резкому противоречию между реальным положением египетских женщин, с одной стороны, и довлеющей надстройкой ценностей и представлений, которые ограничивают египтянок в их свободе и накладывают на них многочисленные табу, - с другой. Даже новое политическое движение "Кифайя" ("Хватит") не откликнулось на требования женщин.
Поэтому экстремистским исламским организациям легко привлекать главным образом образованных, но неимущих женщин. Они успешно манипулируют чувствами этих женщин, потому что те, с одной стороны, стоят на самой низшей социальной ступени, а с другой стороны - подвержены самому сильному давлению со стороны общества.
Автор статьи - одна из самых известных писательниц в Египте
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях