Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 5 мая 2006 г.

Прецедент

Михаэль Мартенс

Россия не заинтересована в независимости Косово

На протяжении долгого времени Россия была для Сербии надежным банком. В Белграде полагают, что, если дело дойдет до решения в Совбезе ООН вопроса о независимости Косово от Сербии путем голосования, Россия, несомненно, скажет свое веское "нет". Это произойдет еще и потому, что успех албанских сепаратистов в Сербии создает для российской политики в Чечне неприятный прецедент. Сербию уже давно предостерегали от чрезмерной надежды на поддержку склонного к колебаниям славянского гиганта, который только на словах воспротивился наступлению НАТО на Югославию против Слободана Милошевича в 1999 году. С точки зрения реальной политики Россия проявила нерешительность. С начала этого года, когда процесс поиска нового статуса управляемой силами ООН провинции Косово вступил в решающую стадию, даже у ориентированных на Россию сил в Белграде возникают сомнения в надежности неофициального сербско-российского союза.

Конечно, российские министры все еще предостерегают от предполагаемых дестабилизирующих последствий независимости Косово: последним на эту тему в апреле высказался министр иностранных дел Сергей Лавров после встречи в Софии с коллегами из государств - членов НАТО. Однако в стройный хор вмешался несколько непохожий голос, а именно - всесильной Москвы. В конце января в эфире российского телевидения президент Владимир Путин обозначил поиск будущего статуса Косово как один из важнейших вопросов для России, "не только с точки зрения соблюдения международно-правовых принципов, но и исходя из практических интересов на постсоветском пространстве". На этом пространстве, которое официально в России называется "ближнее зарубежье", все еще не решены до конца все конфликты, и, в конце концов, нельзя в одном месте применять одни принципы, а в другом - другие, заявил Путин. И поэтому решение по косовской проблеме должно носить "универсальный характер".

Другими словами: если Косово провозгласит себя независимым государством вопреки воли Сербии, частью которой оно формально является, почему такие же правила не могут действовать для отделившейся от Грузии Южной Осетии и Абхазии, а также для небольшой, финансово поддерживаемой Москвой сепаратистской Приднестровской республики, которая, в соответствии с нормами международного права, является частью Молдавии. Похожим образом высказался на эту тему российский президент на пресс-конференции: "Если кто-то думает, что Косово может быть признано независимым государством, почему мы тогда должны отказывать в этом абхазцам или населению Южной Осетии?" Он не говорит о том, как Россия будет себя вести в действительности, вещал Путин патерналистски покровительственным тоном, который так хорошо знают в Кишиневе и Тбилиси. "Но мы, к примеру, знаем, что Турция признала Республику Северного Кипра". Путин заявил, что речь не идет о том, что Россия тотчас признает независимость Абхазии и Южной Осетии - нужно просто помнить, что такие прецеденты уже были.

Отголоски этой новой позиции Москвы по косовскому вопросу уже несколько недель можно ощутить повсюду. В марте Financial Times со ссылкой на дипломатические источники заявила, что Лавров заверил в Вашингтоне госсекретаря США Кондолизу Райс в том, что Россия не встанет на пути независимости Косово и воздержится от голосования по этому вопросу в Совбезе ООН. Душан Релич, эксперт по Балканам, сотрудник рабочей группы по внешнеполитическим связям Евросоюза в берлинском фонде "Наука и политика", сделал следующие выводы из высказываний Путина относительно Сербии: ошибочным образом в Белграде обратили больше внимания на высказывания Путина, чем на комментарии независимых российских экспертов. А последние "не сомневаются" в том, что Россия действительно не хочет ввязываться в конфликт с Западом из-за якобы близкого расположения Сербии к Москве - такую боязнь вступить в конфликт Москва уже демонстрировала однажды во время международной напряженности, связанной с распадом Югославии. Целью официальных заявлений стало "извлечение максимальной пользы из процесса поиска нового статуса".

Самопровозглашенные "президенты" и "министры иностранных дел" сепаратистских мини-республик на территории Грузии и Молдавии вот уже несколько недель празднуют победу. Они надеются, что триумф принципа самопровозглашения приблизит их сомнительные квази-государства к долгожданному международному признанию. "Президент" Приднестровской республики, чье имя и запоминать не стоит, заявил, что решение международного сообщества по косовской проблеме - это "алгоритм" взаимоотношений Приднестровья с Молдавией. "Договоренности по Сербии и Черногории и Боснии и Герцоговине, а также тот путь, по которому развивается ситуация в Косово, - все это должно стать основой для разрешения конфликта между Приднестровьем и Молдавией", - объяснил он возникновение интереса у его режима к Балканам.

Для проводимой Москвой политики силы не решенный до конца вопрос о статусе региональных карликов, таких, как Приднестровье, кажется более выгодным, чем международное признание, даже если ситуация с Косово выглядит иначе, чем с управляемым диктаторским режимом Приднестровьем. В Республике Молдова внимательно следят за ходом переговоров по статусу Косово, четвертый раунд которых закончился в пятницу. Аркадий Барбарози, известный в Молдавии публицист, негативно высказывается по поводу сравнения Косово с Приднестровьем, русскоговорящее население которого скептически, но не враждебно настроено к населению Молдавии, говорящему по-румынски. "Конфликт вокруг Косово носит этническо-религиозный характер, в то время как вооруженные столкновения в Приднестровье происходят по другим причинам", - говорит он о событиях 90-х годов прошлого века, положивших начало отделению Приднестровья от Молдавии. Кроме того, различные политические конфликты настолько сложны, что требование Путина найти "универсальное решение" должно выглядеть нереальным. Но, поскольку в природе не существует ни молдавских сербов, ни приднестровских албанцев, а над предложенной Путиным универсальной формулой для стандартного решения всех конфликтов нужно еще работать, политики в Молдавии отдают себе отчет в том, насколько опасную дипломатическую игрушку придумали в Москве. Президент Республики Молдова Воронин попытался на одном мероприятии в Кишиневе немного сгладить ситуацию: "Я убежден, что Российская Федерация и президент Владимир Путин уже пресытились приднестровской темой, впрочем, как и Молдавия".

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru