Financial Times | 5 мая 2006 г.
Москва в центре международных усилий в ООН
Дэниел Домби, Нил Бакли и Гай Динмор
Вчера позиция Москвы по иранской ядерной программе оказалась в центре внимания, в то время как США и Европа пытались добиться поддержки Москвы для принятия жесткой резолюции СБ ООН в отношении Ирана.
Однако их усилия - вызванные отказом России и Китая на этой неделе одобрить проект резолюции, открывающей двери для санкций, - осложняются двумя проблемами.
Москва испытывает глубокие сомнения по поводу утверждения резолюции по статье VII Устава ООН, которая, как она полагает, может быть позднее использована для оправдания военного конфликта. "Россияне, похоже, испытывают самые глубокие сомнения, - заявил один европейский дипломат. - Китайцы кажутся более гибкими".
США и Европе также нужно преодолеть второе препятствие, которое приняло форму нынешних сложных отношений между Москвой и Западом. Свою лепту в напряженность внесли прозвучавшие вчера из уст вице-президента США Дика Чейни обвинения в том, что Россия виновна в "шантаже" своих близких соседей, таких как Украина.
Россия сталкивается лбами с США и европейскими странами и по нескольким другим вопросам, включая российскую энергетическую политику, Белоруссию и запланированное расширение НАТО.
Высокопоставленные дипломаты пяти стран - постоянных членов СБ ООН встречались дважды в последние недели для обсуждения иранского досье. Каждый раз возражения России по поводу нынешнего курса действий США и ЕС оказывали наиболее сильное воздействие.
Через день после последней встречи, которая состоялась во вторник вечером, британцы и французы представили в Нью-Йорке свой проект резолюции.
Резолюция обяжет Иран приостановить обогащение урана - процесс, который позволяет создать оружейный материал, - до установленного срока, который пока не определен, но предположительно составит 1 месяц. Такое расписание может обострить этот вопрос в период подготовки России к проведению в июле саммита "большой восьмерки" индустриальных стран.
"Если россияне говорят, что наш подход для них проблематичен, тогда они должны предложить другой подход, - заявил один французский дипломат в отношении резолюции. - Пока они этого не сделали".
Другой дипломат указал, что Запад рассчитывает, что России будет сложно наложить вето на резолюцию против Тегерана.
Открытая позиция Москвы по Ирану, однако, остается неизменной - кризис может быть разрешен только дипломатическими методами. Москва настаивает, что намерения Ирана по производству ядерного оружия не доказаны, и что инспекторам МАГАТЭ нужно дать шанс закончить свою работу.
Москва выступила с несколькими жесткими призывами к Ирану с требованием восстановить мораторий на обогащение урана. Однако один московский чиновник отмечает, что, так как мораторий - решение добровольное, Иран, проводя обогащение, не нарушает международных законов, и поэтому принудительные меры для восстановления моратория неоправданны.
Как подчеркивают дипломаты в частном порядке, Россия признает, что Иран почти наверняка стремится к получению ядерного оружия, и встревожена этим не меньше всех остальных партнеров.
И действительно, высокопоставленные чиновники в Москве, насколько известно, возмущены тем, что в американской прессе их изображают как людей, пытающихся потакать Тегерану и ставящих коммерческие отношения превыше цели ядерного нераспространения. Россию и Иран связывают контракты на сумму около 1 млрд долларов каждый по постройке атомного реактора в Бушере и обеспечению Ирана системой ПВО.
Российское правительство полагает, что понимает Иран гораздо лучше - что является результатом давних отношений между ними, которых не было у США, - и лучше знает, какие действия окажутся более эффективными. Также страна опасается, что у США есть тайная программа: смена режима в Иране.
Вчера Доминик де Вильпен, премьер-министр Франции, попытался успокоить Москву. "Военная акция однозначно не является решением, - сказал он. - Она не только ничего не решает, но и повышает риски".
Ангела Меркель, канцлер Германии, подчеркнула в ходе переговоров с президентом Бушем в среду важность постепенного и плавного продвижения в решении этого вопроса, чтобы сохранить коалицию, включая Россию. "Довольно часто предпринимались попытки ускорить ход событий и фактически упредить то, что должно стоять в конце процесса", - заявила она журналистам.
Очевидно, она ссылалась на публичные заявления высокопоставленных американских чиновников о том, что коалиция пойдет дальше в вопросе о санкциях независимо от того, что будет происходить в ООН.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях