Panorama | 5 мая 2006 г.
Что стоит за восстанием генералов
Марко Де Мартино
После выступления шести бывших высокопоставленных офицеров министр обороны США нашел поддержку у Буша и остался на своем посту. Дезавуировать его означало бы признать провал в Ираке. Но в Вашингтоне кое-кто говорит, что он не досидит в своем кресле до Рождества
В понедельник утром 10 октября 2001 года Дональд Рамсфельд собрал всех сотрудников Пентагона, чтобы поговорить об организации, которая, по его словам, представляла серьезную угрозу безопасности Соединенных Штатов. "С грубой настойчивостью эта организация подавляет свободную мысль и убивает новые идеи", - заявил министр обороны США перед военными, многие из которых имели боевые награды.
Не подозревая о том, что произойдет на следующий день, Рамсфельд заявил, что противник, о котором он говорит, очень близок многим сидящим в зале: "Этот враг - бюрократия Пентагона". Спустя пять лет и по прошествии двух войн, аппарат 74-летнего Рамсфельда, который он хотел разрушить, восстал против него.
"Мятеж против Рамми" - по прозвищу главы военного ведомства - это скрытый конфликт, участниками которого являются лучшие военные умы. Офицеры обменивались тайными электронными письмами, выступали с громкими публичными заявлениями. Участником этого сражения стал Пол Итон, который до ухода в отставку руководил подготовкой войск в Ираке, а теперь утверждает, что Рамсфельд "некомпетентен в стратегическом, оперативном и тактическом смысле". "Он поставил Пентагон в зависимость от своего я, от своего видения мира, застрявшего на холодной войне, от своего противоречащего реальности убеждения в том, что техника может заменить солдат на поле боя", - написал генерал в New York Times.
После него шесть высокопоставленных генералов потребовали отставки Рамсфельда. Это такие известные личности, как Энтони Зинни, бывший начальник Центрального командования и личный посланник Джорджа Буша на Ближнем Востоке; Джон Баптист, на протяжении двух лет командовавший 1-й механизированной дивизией в Ираке, а теперь утверждающий: "Администрация всегда игнорировала мнение военных".
И не только отставные генералы желали бы ухода Рамсфельда в отставку. Мятеж зреет и среди морских пехотинцев: Рамсфельд потребовал к 2011 году сократить Корпус морской пехоты на 5 тысяч человек. В ответ на это требование командующий корпусом Майкл Хейдж сначала созвал журналистов и потом потребовал создать группу по изучению данного вопроса.
Армейские генералы и морские пехотинцы любыми способами пытались остановить публикацию учебного пособия под названием "Лучшие методы борьбы", в котором излагаются стратегии ведения войны, которым отдает предпочтение Рамсфельд, от использования на поле боя ограниченного числа военнослужащих до быстрых ударов. Но, в конечном итоге, книга была опубликована, но генералы предупреждают, что это пособие окажется бесполезным в будущем, поскольку идеи, изложенные в нем, не являются отражением официальной военной доктрины Пентагона.
Уже не впервые американские политические лидеры сталкиваются с военным руководством. В ходе гражданской войны Авраам Линкольн менял генералов, пока не нашел победителя, Улисса Симпсона Гранта. Когда генерал Дуглас Макартур поставил под сомнение стратегию Гарри Трумэна в Корее, его уволили. То же самое произошло и с Робертом Макнамарой, когда он сказал Линдону Джонсону, что не верит в способность Америки одержать победу во вьетнамской войне.
"Это напоминание о том поражении и о том, что военные протестуют, потому что министру обороны не удалось навязать им свою точку зрения", - говорит Роберт Далек, самый авторитетный президентский историк. "Генералы поняли, что, когда войны проигрываются, вина ложится на них, а когда одерживается победа, то все почести достаются политикам".
Никто не усвоил этот урок лучше Энтони Зинни, генерала с итальянскими корнями, который начинал свою карьеру именно во Вьетнаме. Зинни является идеологом тех генералов, которые требуют головы Рамсфельда: он написал два очерка (один - в сотрудничестве со своим давним другом, мастером триллеров Томом Клэнси), в которых сдержится критика ведения администрацией войны с терроризмом.
"После войны во Вьетнаме травма была настолько сильной, что нам пришлось распустить армию. Я боюсь, что нам придется поступить так же и на этот раз, когда завершится миссия в Ираке", - заявил Зинни корреспонденту Panorama.
Сегодня Рамсфельда обвиняют, кроме всего прочего, и в том, что он решил распустить иракскую армию, не проконсультировавшись с военными и даже с Кондолизой Райс. "Сегодня говорят, что Рамсфельд совершил много тактических ошибок в месяцы, последовавшие за вторжением: от решения распустить иракскую армию до решения положиться на такую неоднозначную фигуру, как Чалаби. Но правда заключается в том, что министр обороны должен был уйти в отставку за то, что проигнорировал 10-летний опыт подготовки планов ведения войны в Ираке и мнение тех, кто был с ним не согласен".
"Искусство слушать необходимо для правильного применения мозга", - гласит одно из 154 правил осуществления командования, собранных Рамсфельдом в одном документе, но правда и в том, что министру оборону трудно заставить себя слушать. В своем кабинете, где он работает, стоя за небольшим пюпитром, Рамсфельд больше привык спрашивать, чем слушать: тем, кто не сумел ответить на его вопросы, сразу же предлагается уйти. Заседания проводятся обычно по субботам и воскресеньям, и его непосредственные сотрудники тонут в потоке сообщений, записанных на маленький диктофон, а затем расшифрованных секретаршами.
Никто лучше Рамсфельда не знает, как функционирует Пентагон, ведь он был самым молодым и самым старым министром обороны (впервые он был назначен на эту должность Фордом). Но именно опыт, по мнению некоторых, является главной проблемой. "Гений Рамсфельда заключается в том, что он - разрушитель статус-кво", - пишет автор редакционных статей в New York Times Дэвид Брукс. "Рамсфельд - прекрасный воитель в мирное время, но он так и не сумел приспособиться к требованиям военного времени".
Поворотный момент наступил в 2003 году, в ходе подготовки к вторжению в Ирак. В книге Cobra II, в которой реконструируются события тех дней, бывший командующий сухопутными силами Том Уайт пишет, что Рамсфельд поставил себя на место военных: "Генерал Томми Фрэнкс был подавлен министром обороны".
Будучи уверен в том, что можно одержать победу, даже не обладая подавляющим численным превосходством на поле боя, Рамсфельд решил не прислушиваться к тем, кто, как Эрик Шинсеки, начальник штаба армии, утверждал, что для оккупации Ирака требуются сотни тысяч солдат.
И не только. Чтобы преподать урок своим критикам, он заявил, что уже 14 месяцев назад подобрал замену Шинсеки, который к тому времени уже ушел в отставку.
На совещании в военной академии в Вест-Пойнте прошлой осенью, генерал Шинсеки был встречен военными, у которых на головных уборах была надпись: "Эрик был прав".
Но, несмотря на все это, Шинсеки решил не присоединяться к хору своих бывших коллег, которые в настоящее время требуют отставки Рамсфельда, возможно потому, что знает: это нелегкое сражение. И хотя 60% американцев полагают, что война в Ираке является ошибкой, президент Джордж Буш все еще защищает Рамсфельда, считая его незаменимым, несмотря на то, что сменились уже многие члены его администрации.
"Его отставка была бы катастрофой для американской интервенции в Ираке и могла бы положить конец президентству Буша", - утверждает Джон Подрец, один из немногих неоконсерваторов, которые выступают в защиту министра обороны.
В Вашингтоне некоторые полагают, что судьба Рамсфельда напрямую зависит от избирательных кампаний, выборов в конгресс в ноябре и президентских выборов 2008 года.
Если война в Ираке будет такой же провальной, то Буш может просить Рамсфельда пожертвовать собой. Кроме того, одним из правил руководства, изложенных министром обороны, является: "Будь способен уйти в отставку: в глазах президента твой авторитет возрастет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях