The Times | 5 мая 2006 г.
Грубые, как медведь, факты
Редакция
Слава Богу, наконец-то кто-то начал говорить о России прямо
Владимир Путин - человек, обладающий множеством талантов, начиная от увлечения дзюдо и лыжами и заканчивая способностью оценить жажду простых россиян к сохранению национальной самобытности. Он также отлично умеет изображать кривую улыбку перед камерами, тогда как внутри у него все кипит от возмущения тем покровительственным тоном, который слышится ему со стороны остального мира.
Сегодня он будет кипеть от возмущения. Через пять лет после того, как президент Буш заглянул ему в глаза при их первой встрече и заявил, что проник в его душу, Путина публично обвинили в том, что он занимается международным шантажом и наступает на права человека. Обвинителем выступил заместитель Буша Дик Чейни.
Местом действия был не Вашингтон, а Вильнюс, где 15 лет назад началась дезинтеграция советской империи. А список тревог США, связанных с Кремлем, включает в себя, помимо "ползучего" авторитаризма и беззастенчивого использования энергоносителей в качестве инструмента международной политики, еще и ее подчеркнуто обструкционную позицию по иранской ядерной программе и реформе ООН. С 1991 года в российско-американских отношениях многое изменилось, но в сухом остатке, если использовать "эпохальную терминологию", можно говорить о переходе от холодной войны к прохладному миру.
Некоторые обвинят Чейни в том, что он ставит под угрозу собственные интересы Вашингтона в тот момент, когда США ищут альтернативу ближневосточной энергетике, причем именно в России. Другие увидят в его прямолинейности неспособность оценить нюансы мучительных отношений России как с ее с соседями, так и с ее прошлым. И те, и другие недооценивают вице-президента и серьезности тенденций, которые он осудил.
В отсутствие резкой критики Европы в адрес Кремля, что в основном объясняется зависимостью Европы от российского газа, хорошо, что хоть кто-то бросает вызов Путину, неуклонно наращивающему власть. Лучше, если США будут делать это открыто и прямо, чем, например, оказывая помощь размещенным в Москве группам давления, чтобы те не оказались, сами того не осознавая, предлогом для российских националистических теорий заговора. И лучше бросить вызов Путину сейчас, чем когда будет уже слишком поздно.
Несомненно, первоначально Путин принес россиянам и их соседям стабильность, в которой они отчаянно нуждались по окончании правления Бориса Ельцина, когда в стране царила чуть ли не анархия. Однако несомненно и то, что подавление Путиным политической оппозиции и критически настроенных СМИ зашло намного дальше, чем требует восстановление порядка. Сейчас он фактически правит однопартийным государством, избавившимся от советской идеологии, но не от системной коррупции, которая способствовала развалу советского строя. Напротив, любой намек на прозрачность в России чахнет на корню, и предстоящее размещение в Лондоне акций государственного нефтяного гиганта "Роснефть" вызвало у международных инвесторов скорее тревогу, чем энтузиазм.
Эти инвесторы могут больше заинтересоваться следующим пунктом назначения Чейни - Казахстаном. Чейни надеется заключить там долгосрочные энергетические сделки, чтобы обеспечить поставки нефти и газа из Центральной Азии и Кавказа, независимые от резкой на поворотах России. США и ЕС пока еще могут предотвратить превращение этой резкости в паранойю, но только путем откровенных переговоров. Пример вице-президента Чейни достоин подражания.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях