Статьи по дате

The New York Times | 5 мая 2014 г.

Под масками на Украине скрыто много лиц повстанческого движения

К.Дж. Чиверс и Ной Снейдер

Человек, который назвал только свое имя Юрий, командует 12-й ротой Народного ополчения Донецкой народной республики, повествует The New York Times, описывая события в Славянске. Даже когда Юрий снял маску, его цели, мотивация и связи во многом остаются неясными, считают журналисты К.Дж. Чиверс и Ной Снейдер.

Юрий, которому на вид 55 лет, - во многом типичный житель Восточной Украины. Как сообщает газета, это отставной военный, владелец небольшой строительной фирмы в Дружковке.

"Но у его статуса как повстанца есть особые корни: он также бывший офицер советского спецназа, служивший в Афганистане; эти детали биографии могут означать и то, что он самый настоящий местный житель, и то, что он умелый представитель интересов Кремля", - пишут авторы.

Идентичность и аффилированность ополченцев на востоке Украины доныне остается загадкой. "Москва говорит, что они украинские граждане, а не российские военнослужащие, которыми оказались так называемые "зеленые человечки" в Крыму. Западные официальные лица и правительство Украины настаивают на том, что россияне руководят бойцами, организуют и экипируют их", - напоминают авторы.

"Если приглядеться к 12-й роте поближе, то в ее случае ни одна из двух характеристик не передает полной картины", - сочли американские журналисты, которые более недели посещали блокпосты 12-й роты, брали интервью у бойцов, а в пятницу видели их в действии.

"Повстанцы из 12-й роты, похоже, украинцы, но, как и многие жители региона, глубоко связаны с Россией и близки к ней. Это ветераны советской, украинской или российской армий, у некоторых есть семьи по ту сторону границы. Им свойственна запутанная смесь идентичностей и уз верности", - пишут авторы.

Еще более осложняют картину разные воззрения самих бойцов на их конечную цель. Все они не доверяют украинскому правительству и Западу. Но одни выступают за федерализацию Украины, другие - за аннексию региона Россией, спор идет о том, за кем должен остаться Киев и где провести границу.

"Юрий амбивалентно высказался о возможности российской аннексии, хотя у крыльца, где он отдавал приказы своим людям, развевался российский триколор", - пишут авторы.

Юрий сказал, что участвовал в захватах здания СБУ и управления милиции в Донецке. Он посмеялся над утверждениями, что операциями руководят офицеры российской военной разведки. "Тут у нас нет москвичей, - заявил Юрий. - У меня достаточно опыта".

"119 бойцов, которыми Юрий, по его словам, командует, разного возраста, на вид от 20 до 50 с лишним лет. Все они говорят, что раньше служили в советской или украинской пехоте, десантных войсках, спецназе или ПВО", - сообщает издание.

Некий Костя служил в российской армии, но сказал, что в 1997 году переехал в Донецкую область, а два года назад получил украинское гражданство. Еще два человека сказали, что они не с Восточной Украины (один из Одессы, другой из Днепропетровска).

О киевском временном правительстве все бойцы говорят с отвращением. "Они ощетинивались при любом намеке на то, что захват ими административных зданий незаконен", - пишут авторы. "Почему Америка поддержала те акции, но против наших?" - спросил бывший десантник Максим, имея в виду "Евромайдан" в Киеве.

Максим, как и многие другие, считает культурные, экономические и религиозные связи с Россией неразрывными. Он говорил также о своем идеале большого славянского мира и о внешней угрозе ему. По словам бойцов, угроза стала явной, когда в феврале в Киеве предложили лишить русский язык официального статуса.

"Это был поворотный момент", - сказал Максим, поправляя нож в кармашке жилета.

"Несколько бойцов покачали головами, услышав предположение, что им заплатила Россия, олигархи или кто-то еще", - пишут авторы.

"Вдобавок, как они сказали, если бы российская разведка им помогала, у них было бы новое оружие, а не устаревшее, которое можно было видеть на их блокпостах и на базе, где они отсыпаются", - говорится в статье. В пятницу два бойца шли в бой с охотничьими дробовиками. "А самым "тяжелым" видом оружия из замеченных был один-единственный ручной противотанковый гранатомет", - пишут журналисты.

Оружие у бойцов 12-й роты во многом идентично вооружению украинских военных и спецназа МВД, сообщает газета: "9-миллиметровые пистолеты Макарова, автоматы Калашникова и несколько снайперских винтовок Драгунова, легкие ручные пулеметы Калашникова и переносные противотанковые ракеты, в том числе некоторые с клеймами производителей от 1980-х и начала 1990-х годов".

Многие единицы оружия, судя по их виду, долго использовались. "Одна единица - РПГ-7 - выглядела чистой и новой. Бойцы сказали, что он куплен у украинских солдат за 2 тыс. долларов вместе с 12 кумулятивными снарядами", - пишет газета.

По словам ополченцев, оружие они взяли в захваченных зданиях милиции и украинских БТРах либо купили у украинских солдат.

Газета заключает: "Нет очевидных связей между Россией и арсеналом 12-й роты, но подтвердить утверждения повстанцев о происхождении их финансов и оснащения было невозможно".

В то же самое время журналисты видели признаки того, что местное население поддерживает ополченцев. Толпа людей строила баррикаду и бункер. Жители бесплатно приносили еду на базу 12-й роты - в дом супругов Льва и Тани. Сын Тани - ополченец. Таня взяла на себя роль повара, гараж стал казармой, сарай - оружейным складом.

Юрий сказал, что временное правительство должно разрешить голосование. "Либо море крови и трупов, либо референдум, - сказал он. - Третьего пути нет".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru