The Washington Post | 5 мая 2014 г.
Во славу Безмозглой Блондинки - архетипа, который нужно спасать
Энн Хорндей
"У каждого времени - своя Безмозглая Блондинка, которой оно заслуживает?" - вопрошает кинокритик Энн Хорндей на страницах The Washington Post. На эти размышления ее вдохновила новая американская комедия "Другая женщина" и милая глупышка Эмбер, которую в этой картине играет Кейт Аптон.
Хорндей считает, что Аптон сыграла "как деревянная", просто больно смотреть. "Но столь же удручают размышления о том, что сталось с Безмозглой Блондинкой - непонятым, беззащитным перед клеветой элементом киноязыка. В руках великих художников этот элемент преодолел стереотипность и вознесся в высочайшие сферы кинематографа", - говорится в статье.
Образом Безмозглой Блондинки виртуозно владела Мэрилин Монро. Лучшими образцами считаются ее работы в фильмах "Джентльмены предпочитают блондинок" и "Как выйти замуж за миллионера". Но даже в одной из своих первых ролей - в картине "Все о Еве" - Монро, играя старлетку, разговаривала детским голоском и бросала кокетливые взгляды "не для того, чтобы придуриваться, а для того, чтобы придуриваться умно", пишет автор.
"Именно эта ключевая разница сделала Монро самым прочным олицетворением "безмозглой блондинистости" в кино. Но, пожалуй, не менее талантлива была Джуди Холидей", - продолжает автор, отмечая, что, по некоторым сведениям, у Холидей был очень высокий IQ. Даже когда Холидей поручали играть глупышек, она вносила в образ "глубокие родники мудрости, сообразительности и душевности". "Билли Доун, инфантильная содержанка, которую Холидей сыграла в фильме "Рожденная вчера", доныне остается, пожалуй, величайшей Безмозглой Блондинкой в истории кино: она сексапильная, остроумная, добрая и с тонким нравственным чутьем. Сочетание качеств, с тех пор не имевшее равных и непревзойденное", - пишет Хорндей.
Впрочем, превзойти мало кто пытался: с появлением феминизма шаблон Безмозглой Блондинки устарел. "Кинематографисты, зрители и сами актрисы не желают мириться с бездумными, сексистскими предвзятыми мнениями и упрочивать их", - поясняет автор.
Правда, критик находит современный пример: брюнетка Сара Хайленд в сериале "Американская семейка". Но в кино последняя запоминающаяся вариация - героиня Риз Уизерспун в комедии "Блондинка в законе". Это возврат к сюжетным приемам "Рожденной вчера", когда аудитория вначале потешалась, а затем обнаруживала, что героиня умна и высоконравственна. Автор сетует, что в наше время этот фокус трудно провернуть: "Придумать героиню "с потайным дном" и найти актрису, которая готова сыграть столь многослойный образ, - все равно что вдевать нитку в игольное ушко, которое становится все уже".
Камерон Диас была бы идеальным материалом для Безмозглой Блондинки, но самое близкое, что она сыграла в последнее время, - циничная дамочка в "Плохой училке". "Безмозглость уступила место Вещизму, Грубости и Поверхностности - а все это не так трогательно и не такой богатый материал для комедии, как Безмозглость", - заключает автор.
Итак, архетип исчез. Но автор советует взглянуть на вещи шире. Зак Эфрон играет в новом фильме "Соседи" красивого пустоголового студента. "Это новая тенденция: мужчины берутся за роли смазливых персонажей, которые когда-то предназначались преимущественно женщинам, и храбро намекают нам, что улавливают юмор ситуации и охотно ему подыгрывают", - пишет Энн Хорндей. Лучший образчик, на ее взгляд, - Ченнинг Татум, которого можно сравнить с самой Мэрилин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях