Libération | 5 ноября 1999 г.
"Куклы" против Путина
Жан-Пьер Тибода
"Куклы", - пишет газета, - единственная правдивая передача о чеченской войне на всём российском телевидении.
Сценарии российских "Кукол" продолжают традиции русских сатириков. Сегодня они высмеивают чудовищную кампанию дезинформации, организованную премьер-министром Путиным, - пишет автор. Каждый вечер на телеэкранах появляются два-три генерала, дающие интервью на тщательно подобранном фоне (улыбающиеся и довольные лица солдат, зеленеющие склоны Кавказских гор). Они говорят "правду", распространяя лживую информацию по всем телеканалам, включая частный канал НТВ.
"Куклы", по мнению автора, являются единственным независимым источником информации о чеченской войне, о которой спасительным языком сатиры рассказывает автор и режиссер Виктор Шендерович
Беседуя с Виктором Шендеровичем, автор статьи интересуется, что думает режиссёр о Чечне.
Власти в Чечне не ведут борьбу с терроризмом, напротив они ему помогают, - отвечает Шендерович. Он считает, что и российскую власть можно назвать террористической, так как она ведёт войну против народа.
- Я говорю о реальной войне, а не о той, о которой нам рассказывают. Вполне вероятно, что люди, находящиеся у власти в России, поддерживают контакты с теми, кого разыскивает Интерпол. Им эта война выгодна. Они, прежде всего, исходят из политических соображений, - замечает Шендерович.
- Сожалеете ли Вы об отсутствии диалога с Масхадовым?
- Это необходимо сделать в первую очередь, и у нас еще есть шанс сделать это. Израиль разговаривает с Арафатом, еще большим террористом, чем Масхадов, потому что это единственный способ покончить с Хамас. Более того, если бы российские власти действительно хотели ликвидировать терроризм, они могли бы это сделать уже очень давно.
- Как "Куклы" все это изображают?
- При помощи сатиры, сарказма. В нашей литературе есть великие мастера сатиры. Гоголь, например. Кроме того, сатира не подвластна запретам.
- Но Вы работаете на канале, широко распространяющем заявления властей по Чечне...
- На самом деле, информация достаточно ограниченная, и журналисты не могут побывать там, где хотят. Российские военные извлекли уроки из прошлой, проигранной войны, когда журналисты говорили правду. Сегодня доступ к правде ограничен. Когда в Моздоке приземляются самолеты с раненными солдатами на борту, журналисты не могут к ним приблизиться. Наш канал говорит то, что может, но в отличие от других телеканалов, не врёт и не распространяет пропаганду.
- Оказывалось ли на Вас давление со стороны Кремля?
- Я должен сказать, что несмотря на все недостатки, о Ельцине можно говорить без ограничений. Я буду очень удивлен, если новый президент продемонстрирует такую же терпимость. Но "Куклы" наводят страх на окружение президента. Мне известно, что в Кремле прошло одно совещание, на котором шла речь о том, как ликвидировать некую куклу (Шендерович отказался назвать ее имя). Если люди, находящиеся у власти, обсуждают такие вещи, эта власть бессильна.
- Давление изнутри?
- Мои тексты перечитываются, так же как и тексты других журналистов. Иногда меня просят смягчить категоричный тон некоторых реплик. За пять лет дирекция канала отказалась лишь от двух моих сценариев. Два раза с нами судились, но безуспешно.
- Почему нет кукол ни российских генералов, ни Басаева или Масхадова?
- Об этом можно лишь сожалеть. Но это решение продюссера. Наш бюжджет в десять раз меньше, чем бюджет наших французских коллег, а производство кукол стоит очень дорого. На телевидении можно видеть лишь военных, а у нас их, к сожалению, нет - за исключением премьер-министра Путина, который имеет звание полковника. Последний русский царь Николай П имел то же звание, но не был полковником КГБ ,- смеется Шендерович.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях