Le Temps | 5 ноября 2003 г.
Иракских "коллаборационистов" убивают
Филипп Гранжеро
С октября в Ираке ведется кампания террора против иракских чиновников, в обязанности которых входит розыск и предание суду высокопоставленных руководителей партии "Баас", находившейся у власти при Саддаме Хусейне.
Ареф Азиз, генеральный прокурор города Неджеф, знает об этом не понаслышке. В понедельник он, как всегда, остановил джип ровно в 8 часов утра у дома своего друга и соседа, председателя городского суда Мохана Джабра аш-Шувайли, чтобы отвезти его на работу. "Открыв дверь машины, я слушал радио, как всегда по утрам". Вооруженный человек с лицом, закрытом куфией (пестрым арабским платком. - Прим. ред.), приставил ему пистолет к затылку. "Я подумал, что это угонщик. Я вытащил ключ зажигания и отдал ему со словами: "Возьмите его, он ваш". "Мерзавец, ты принял меня за вора!" - закричал тот.
Когда Мохан вышел из дома, трое других нападавших набросились на него, избили и посадили в машину. "Один из них, бородатый, сел за руль и резко тронулся с места. По бокам от меня и моего друга уселись два человека, на вид лет 30-35. Они завязали мне глаза галстуком и заставили наклонить голову. Так мы ехали минут двадцать по шоссе, потом по обычной дороге. Наконец, один из неизвестных сказал: "Здесь хорошее место". Они вытолкали Мохана из машины. Я слышал, как он спросил их: "Куда вы меня ведете?" "Саддам приказал судить тебя", - ответил один из них".
"Потом я услышал два выстрела, - продолжает рассказчик. - Мохана убили двумя пулями в голову. Потом они приказали выйти и мне. Я был уверен, что пришел мой последний час, но один из неизвестных сказал: "Тебя это дело не касается". Они посадили меня на заднее сиденье, и машина стала разворачиваться. Потом подъехала другая машина, и мы остановились. "Убейте и его тоже", - приказал человек. "Переломайте ему ноги", - крикнул второй. Я умолял их на коленях: "Вы же говорили, что меня это не касается!" "Ладно, мы отвезем тебя обратно", - сказал наконец один из неизвестных".
Арефа Азиза оставили на обочине целым и невредимым. "Но они могут вернуться за мной, когда захотят", - рассказывал он вчера у себя дома, где на стене висит ковер с текстом Декларации независимости США. Рядом с ним сидели его коллеги - работники суда, только что вернувшиеся с похорон Мохана. "Сегодня и адвокаты, и судьи, и прокуроры, и полицейские, и служащие муниципалитетов боятся, что с ними может произойти то же самое", - говорит адвокат. "Полиция сама подвергается давлению, как она может нас защитить?" - добавляет судья.
Ареф Азиз рассказывает, что при прежнем режиме он был обязан руководствоваться действовавшим уголовным кодексом, а также всеми директивами Саддама, например о применении смертной казни к ворам или об отрезании ушей дезертирам. "У нас не было выбора. Единственное, что я мог сделать, это находить какие-то смягчающие обстоятельства", - вспоминает прокурор Азиз.
Конечно, многие ставят ему и Мохану в вину их прошлое, признает он. Но его коллеги склоняются к другой версии, о которой прокурор боится упоминать: о кампании террора, развязанной бывшими местными активистами партии "Баас". Они уверены: председатель суда был убит за то, что он назначил двух судей (один из них находится в Багдаде, а второй не дает о себе знать уже несколько дней) руководителями комиссии по расследованию преступлений бывшего режима. Подобными комиссиями в стране выдано на сегодняшний день 60 ордеров на арест, а 50 человек уже находятся в заключении.
В октябре судья Дара Нуреддин, член Переходного управляющего совета, объявил, что виновников преступлений против человечности, военных преступников, лиц, причастные к геноциду и пыткам, будет судить особый трибунал, состоящий исключительно из иракцев, а приговоры им будут выноситься в соответствии с нормами национального и международного уголовного права.
С этого времени, рассказывает мэр Неджефа шейх Халед ан-Нуамани, многие люди, имеющие близкое отношение к этим комиссиям, стали получать угрозы в виде телефонных звонков или конвертов с револьверной пулей, подложенных под дверь дома. По этой причине, говорит мэр, один из членов муниципального совета даже подал заявление об отставке.
На жизнь самого мэра покушались трижды. Первое покушение произошло 4 октября, а последнее - в воскресенье, накануне убийства председателя суда. "Четыре человека на угнанной машине открыли по мне стрельбу. Мои охранники быстро среагировали, и нападавшие ретировались". Изрешеченная пулями машина преступников врезалась в стену, едва отъехав от места инцидента, и три человека были арестованы. По данным полиции, один из них был последователем Саддама Хусейна. Установлена личность еще одного из нападавших: им оказался египтянин, давно проживавший в Неджефе.
"Я поддержал решение Управляющего совета об изгнании баасистов с государственных постов. Я его выполняю, и, безусловно, именно этого мне не могут простить", - говорит мэр. "Дебаасизация - непростое дело. Например, в районе Неджефа имеется 700 школ, и все их директора - баасисты. Некоторые убежали, другие были высланы, но большинство пытаются удержаться на своем месте". И добавляет: "Но если их всех не выгнать, а высокопоставленных функционеров не предать суду, в Ираке никогда не наступит мир".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях