Berliner Zeitung | 5 ноября 2004 г.
Калининград празднует юбилей Кенигсберга
Берт Хоппе
Город на Преголе отмечает в будущем году 750-ю годовщину со дня основания - и вспоминает о своей истории до 1945 года
Еще год назад было совершенно непонятно, будет ли в Калининграде следующим летом отмечаться 750-летний юбилей. В далекой Москве в президентской администрации раздавались голоса тех, кто считал неподобающим праздновать основание "несуществующего немецкого города". Лишь решающее слово Путина позволило вспомнить об истории Кенигсберга до 1945 года - и несколько дней назад правительственная комиссия под председательством министра экономики Германа Грефа утвердила план администрации Калининграда по праздничному трехдневному марафону с шествиями, концертами и заключительным лазерным шоу.
Круглая дата в июле 2005 года будет отмечаться на уровне 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 2002 году. Апогеем празднования станет третий день, "День Европы", на который запланирована встреча Путина и Шредера, во время которой они откроют памятную доску Канту.
Хотя широко задуманный праздник должен также привлечь внимание заграницы, он все же напоминает историко-политическое лавирование. Во время праздничного шествия в первый день торжеств, которое состоится под девизом "Один город - одна история", плечом к плечу будут шагать крестоносцы, студенты университета "Альбертина", философ Кант и красноармейцы, бравшие Кенигсберг в 1945 году.
Для еще живых ветеранов штурма Кенигсберга, "главных лиц городской истории", как их называют в пресс-релизе мэрии, запланирована встреча с известными артистами из многочисленных фильмов о войне, снимавшихся в советские времена в Калининграде. Для некоторых калининградцев воспоминания об этом могут стать сомнительным удовольствием: уже в 1958 году многие из новых жителей города сетовали на то, что режиссеры из Москвы и Ленинграда приезжают в Калининград, все еще во многом опустошенный войной, в первую очередь в поисках "фронтовой натуры".
То, что в рамках юбилея за ветеранами ухаживают, их почитают, призвано, прежде всего, повлиять на все еще сильное общественное мнение. Вскоре после того, как запланированная программа была утверждена в Москве, городская дума Калининграда под давлением союза ветеранов пересмотрела свое решение и запретила переносить большой памятник Ленину с площади Победы на перекресток, удаленной от нее всего на 200 метров, чтобы по-новому оформить площадь, по которой пройдет юбилейное шествие.
Союз ветеранов выразил опасение, что после памятника Ленину придет очередь памятника "покровителя" города Михаила Калинина и бронзовой статуи "Матери-России" - и, в итоге, область вообще отойдет Германии.
Однако, такие страшные сценарии - это не только проявление еще не полностью изжитого менталитета холодной войны в городе, который являлся одним из наиболее милитаризованных мест Советского Союза. Эти сценарии также отражают неуверенность, порожденную у многих русских жителей Калининграда расширением Европейского союза. Даже ориентированные на Запад калининградцы все еще не могут свыкнуться с тем, что теперь им для поездки в бывшую советскую республику Литву требуется виза.
После того как несколько лет ультраправый издатель вызвал волнения своей "Акцией: немецкий Кенигсберг", открыто агитируя за регерманизацию Калининграда, нельзя удивляться тому, что российская контрразведка ФСБ интересуется деятельностью немецких организаций, которые изучают историю города до 1945 года. Это не самые лучшие предпосылки для спокойного отношения к ломаной истории Калининграда.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях