USA Today | 5 ноября 2004 г.
Команда начала готовиться к выборам вскоре после 11 сентября
Джуди Кин и Ричард Бенедетто
В конце концов над всем возобладала тема терроризма. Определяющим и решающим фактором первых президентских выборов после терактов 11 сентября оказался страх избирателей перед новыми терактами.
Обследование избирателей, выходящих с участков, в ключевых штатах позволило понять, как они мыслят. Опросы показали, что Буш получил поддержку 85% тех, кто в ходе избирательного марафона считал терроризм главной проблемой. По мнению избирателей, в борьбе с терроризмом Буш заслуживал большего доверия, чем сенатор Джон Керри.
У победы Буша были и другие причины. Его штаб собрал рекордную сумму - 270 млн долларов - и потратил эти деньги на беспрецедентную пропаганду среди простых людей. Он привлек к работе больше женщин, чернокожих и выходцев из Латинской Америки, чем четыре года назад. Опросы, проведенные нынешней осенью, показали, что Бушу удалось представить Керри нерешительным либералом, готовым повысить налоги.
Простонародный имидж Буша был симпатичнее электорату, чем образ сурового янки, в котором предстал Керри. Люди сочли, что Буш разделяет их нравственные ценности. Его жена Лора выглядела доброжелательной и убедительной. Его неоднозначный вице-президент Дик Чейни, вопреки прогнозам, не испортил дела.
Но событие, изменившее страну и возложившее на Буша особую миссию всего через восемь месяцев после прихода к власти, оказалось для избирателей самым значимым.
"Если бы они не взорвали Всемирный торговый центр, выборы крутились бы вокруг социального страхования, образования, здравоохранения и экономики, - говорит Морис Кэрролл, директор социологической службы Quinnipiac University Poll. - Но его взорвали, и тема терроризма возобладала над всеми остальными".
Через четыре месяца после 11 сентября политический стратег Буша Карл Роув на совещании национального комитета республиканцев в Техасе назвал терроризм важнейшей политической проблемой. "Мы можем говорить со страной на эту тему, - заявил Роув в январе 2002 года, - потому что люди считают, что республиканцы лучше наращивают военную мощь Америки и лучше защищают Америку". Он говорил о выборах в конгресс, но та же стратегия стала основой избирательной кампании Буша.
Она порой казалась слабым поводом для переизбрания. Усама бен Ладен оставался на свободе. Террористы нанесли удары в Мадриде, Индонезии, Турции и на Филиппинах. Было мало свидетельств в пользу концепции Буш о том, что война в Ираке является важным шагом в искоренении терроризма. Комиссия по 11 сентября, бывший советник Буша по проблемам терроризма Ричард Кларк и кинорежиссер Майкл Мур говорили о неудачах разведки в преддверии трагедии. Когда в Ираке началась эскалация насилия после того, как Буш стоял на палубе авианосца "Авраам Линкольн" под транспарантом "Миссия выполнена", над ним смеялись.
Сомнения росли, рейтинг одобрения Буша падал. Но это было неважно. "Керри вел кампанию хуже, - говорит стратег избирательного штаба Буша Мэттью Дауд, изучавший результаты опросов и мнение избирателей. - Избиратели видели в нем человека, не способного занимать твердую позицию. Каковы взгляды Буша, они, по меньшей мере, знали".
В ходе кампании многие избиратели отдавали устойчивое предпочтение Бушу, когда социологи спрашивали их, кто будет лучшим борцом с терроризмом. "Люди смотрели на Буша, и им не так уж нравилось, что он делает, но они не считали, что Керри справится лучше", - говорит политолог из Университета Имори Мерл Блак.
Люди, разработавшие победную стратегию Буша, политически и лично преданы ему: Карл Роув, скрывающий свою хитрость и изворотливость под маской грубоватого простака; менеджер кампании Кен Мелман, педантичный ученый из глухой провинции; Мэттью Дауд, анализирующий настроения избирателей; альтер-эго Буша Карен Хьюджес, внимательная к нуждам и чаяниям рядовых американцев.
Лояльность обеспечивала стабильность на фоне постоянных кадровых изменений у Керри. План был детальным и строгим. Он начал обретать форму в первые недели после выборов 2000 года. С самого начала команда Буша наметила штаты, в которых была сконцентрирована их кампания. Список открывали шесть штатов, где в 2000 году было подано 24731 голосов - 0,02% от общего количества. В двух штатах - Флориде и Нью-Хэмпшире - Буш победил с минимальным перевесом.
Флориде, где в 2000 году решилась судьба выборов, уделили особое внимание. На протяжении четырех лет советники Буша еженедельно встречались с сотрудниками аппарата губернатора Джеба Буша, штат регулярно посещали министры, а Белый дом был чрезвычайно внимателен к его нуждам. За этот год Флорида пережила четыре урагана, и после каждого Буш приезжал туда оценить ущерб. В результате он победил почти по всех округах Флориды и получил 55% голосов выходцев из Латинской Америки по сравнению с 6% в 2000 году.
Команда Буша знала, что борьба предстоит и в других местах. Никому из республиканцев не удавалось попасть в Белый дом, не победив в Огайо. Штаб на ранних стадиях инвестировал в структуру, необходимую для того, чтобы идентифицировать, организовать и мотивировать избирателей. В марте, когда у Керри не было в Огайо оплачиваемых сотрудников, у Буша было там 12 человек. У Керри не было председателей в 88 округах штата. У Буша они были на каждом избирательном участке.
Стратеги создали амбициозные низовые организации, покончившие с превосходством демократической партии и ее ключевого союзника - Американской федерации труда. Штаб Буша привлек 1,3 млн волонтеров, которые отбирали голоса у Керри.
На это нужны были деньги. Доноров Буша 2000 года постоянно приглашали на брифинги и президентские приемы. В мае представители штаба говорили, что надеются собрать 170 млн долларов. Про себя они рассчитывали не менее чем на 200 млн, в итоге собрали 270.
Особого внимания удостоились консервативные христиане, главные сторонники партии. Они встречались с Бушем в частом порядке и получали публичные заверения в том, что он на их стороне: выступает против однополых браков, абортов и исследований стволовых клеток.
В 2000 году 4 млн этих избирателей не вдохновились Бушем и не пошли голосовать. В этом году на их долю пришлось 20% электората, и они проголосовали за Буша в соотношении три к одному. В 11 штатах их явку обеспечил референдум о запрете однополых браков.
Тщательно проработанные способы работы со СМИ тоже помогли Бушу набрать больше голосов, чем набирал какой-либо из кандидатов за всю историю. Его стратеги три года разрабатывали способ определения, какие телепрограммы - республиканские, демократические или независимые - смотрят избиратели в разных городах, а затем размещали рекламные ролики, адресованные целевой аудитории.
Они два года сводили сведения об избирателях в базу данных, работая над проектом по выявлению 40 млн человек в 18 штатах, когда-либо голосовавших за республиканцев. Затем они рассылали свои брошюры именно этим избирателям.
Но, в конце концов, технологии и деньги значат меньше, чем инстинктивные чувства, которые избиратели питают к кандидатам. "Главным для нас был кандидат с убеждениями, мужеством и решительностью, - говорит Роув. - С ним можно соглашаться или не соглашаться, но вы знаете его позицию и верите ему".
В этом году, несмотря на неразбериху в Ираке и рост безработицы, избиратели отдали свои голоса человеку, стоявшему на развалинах Всемирного торгового центра и кричавшего в мегафон: "Люди, разрушившие эти здания, скоро услышат о нас".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях